$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Предел риска©

11.11.2011

9 ноября 2011 г. служба кредитных рейтингов Standard & Poor’s изменила оценку страновых и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA) Республики Беларусь (В-/Негативный/С), переведя страну из группы 9 в группу 10, в которую также помещены Вьетнам и Греция. Оценка экономического риска Беларуси также увеличена с 9 до 10, а отраслевой риск оценен в 10 баллов.

Анализ банковского сектора Беларуси проводился в соответствии с обновленной методологией присвоения оценки BICRA. Эта методология определяется как система, разработанная для оценки и сравнения банковских систем разных стран. Анализ BICRA в рамках каждой отдельной страны охватывает финансовые институты, как имеющие, так и не имеющие рейтингов, которые принимают вклады, выдают кредиты или совмещают оба вида деятельности. В соответствии с градацией BICRA страны подразделяются на группы в зависимости от уровня рисков в их банковских секторах — от группы 1 (страны с наименьшими рисками) до группы 10 (с наибольшими рисками).

В соответствии с критериями S&P оценка экономического риска Беларуси «10» отражает мнение агентства о том, что страна подвергается исключительно высокому риску возникновения экономических дисбалансов, исключительно высокому кредитному риску в экономике и очень высокому риску нарушения экономической устойчивости. Отметим, что одновременно S&P перевел Украину из 10-й группы в 9-ю, Узбекистан — из 9 в 8, Россию — из 8 в 7, оценив экономический риск в этих странах соответственно на 10, 7 и 7 баллов, а отраслевой — на 7, 9 и 7 соответственно.

Для Беларуси S&P оценивает экономический рост как относительно неустойчивый, инфляцию — как высокую и растущую, экономику — как ориентированную на экспорт и сильно зависящую от внешнего спроса и цен на сырьевые товары. Высокий политический риск в Беларуси, по мнению экспертов агентства, снижает предсказуемость политики, а возможные изменения в составе централизованной власти могут привести к экономическому потрясению или обострить его. Исключительно высокий кредитный риск обусловлен продолжающейся глубокой рецессией и тем фактором, что значительная доля кредитов выдается по распоряжению правительства, а не с учетом рыночного спроса, что приводит к слабым стандартам андеррайтинга.

По мнению S&P, суверенный риск является основным фактором, который оказывает влияние на финансовую устойчивость белорусских банков в результате высокого уровня финансирования, получаемого преимущественно от государственных компаний, при этом активы банков подвержены рискам, связанным с этими компаниями. Поскольку правительство Беларуси имеет ограниченный доступ к внешнему финансированию, оно использует национальную банковскую систему для оказания поддержки экономике, испытывающей трудности. В агентстве полагают, что способность правительства поддерживать экономику и его возможность стабильно финансировать расходы общественного сектора ослабевают. При этом, если правительство не сможет преодолеть тенденцию к ухудшению экономических показателей, прежде всего в отношении внешних резервов, то банковская система будет подвержена риску устойчивого ухудшения качества активов и показателей прибыли.

Оценка отраслевого риска «10» отражает очень высокие, на взгляд S&P, риски, связанные с институциональной системой и качеством конкурентной среды Беларуси, а также исключительно высокие риски, связанные с ресурсной базой банковского сектора (в соответствии с определениями, приведенными в критериях).

Оценка агентством институциональной системы отражает слабость банковского регулирования и надзора, низкую прозрачность и неэффективность корпоративного управления. Доминирующее положение в банковской системе РБ занимает государство, которое контролирует около 65% ее активов. Преобладание государственной формы собственности и контроля оказывает негативное влияние на условия конкуренции. По мнению S&P, это подвергает банки рискам вмешательства со стороны государства. Белорусские банки демонстрируют низкий уровень диверсификации бизнеса. Общая централизация экономики и низкие темпы проведения структурных реформ также оказывают давление на интеграцию белорусской банковской системы, а ее ресурсная база крайне уязвима, что отражает зависимость банков от депозитов клиентов, особенно госкомпаний. Белорусский финансовый рынок, по мнению экспертов S&P, недостаточно развит, а межбанковский рынок характеризуется как неглубокий, при этом способность банков привлекать финансирование на международных рынках в настоящее время крайне ограничена.

В S&P считают, что поддержка правительства своему банковскому сектору оценивается как неопределенная. Рост дефицита по счету текущих операций, снижение уровня резервов и волатильность валютного рынка существенно повышают давление на показатели кредитоспособности правительства, что негативно влияет на его способность оказывать дальнейшую поддержку банковскому сектору в случае необходимости.

Кирилл ПРУДНИКОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях