Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
10.07.2009 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Праздник с калькулятором в руках

День работников налоговых органов будет отмечаться 12 июля. Накануне своего профессионального праздника руководители МНС провели пресс-конференцию.Заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь Василий КАМЕНКО отметил, что, не...

День работников налоговых органов будет отмечаться 12 июля. Накануне своего профессионального праздника руководители МНС провели пресс-конференцию.

Заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь Василий КАМЕНКО отметил, что, несмотря на влияние мирового финансового кризиса, налоговые органы страны успешно справляются со своими задачами в текущем году.

Сегодня 82% доходной части консолидированного бюджета обеспечивается благодаря деятельности налоговых органов. Их стараниями за I полугодие 2009 г. собрано 14,8 трлн. Br — 97,3% плана. Недобор составил всего 413,3 млрд., что объясняется сокращением объемов производства и внешней торговли.

В.Каменко отметил, что на собираемость налогов положительное влияние оказал комплекс первоочередных антикризисных мер, предпринятых Правительством, направленных на либерализацию экономики и поддержку предпринимательства. Так, во II квартале собрано на 7%, или на 496 млрд. Br налогов больше, чем в январе-марте 2009 г. Поэтому в министерстве надеются, что с сохранением достигнутых темпов роста в целом за год запланированный объем налоговых поступлений будет обеспечен полностью.

Несмотря на сложности в расчетах между субъектами хозяйствования, отметил замминистра, налоговым органам удалось не допустить ухудшения платежной дисциплины налогоплательщиков. На 1 июля 2009 г. задолженность по платежам в бюджет составила 81,4 млрд. Br.

В.Каменко отметил, что за январь-май 2009 г. в Беларуси доля НДС в доходах консолидированного бюджета возросла по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 4,3 п.п. и достигла 23,9%. По оценке замминистра, это объясняется снижением объема экспорта, в результате чего меньше применяется нулевая ставка НДС.

На второе место вышел подоходный налог, доля которого в доходах бюджета достигла 14%, увеличившись по сравнению с январем-маем 2009 г. на 3,1 п.п. Немалую роль в этом сыграло, по мнению замминистра, введение с 1 января единой ставки. По словам В.Каменко, это упрощает процедуру исчисления подоходного налога, снижает налоговую нагрузку на зарплату и стимулирует легализацию доходов граждан. В итоге, подчеркнул В.Каменко, за 5 месяцев 2009 г. поступления подоходного налога в бюджет в сопоставимых ценах увеличились на 10,4%.

А вот доля налога на прибыль сократилась на 2,8 п.п. Причиной тому стал 4-кратный по сравнению с прошлым годом рост убытков. Поэтому на обоснованность последних налоговики намерены обратить особое внимание.

На 0,4 п.п., до 10,1% сократилась доля акцизов. По мнению замминистра, это объясняется тем, что торговые организации выбрали фонды в начале года и в I квартале уменьшилось поступление табачной и алкогольной продукции. Сейчас ситуация выравнивается.

На долю остальных налогов приходится в среднем от 1 до 5% доходной части консолидированного бюджета.

В.Каменко отметил эффективность корректировки правил применения упрощенной системы налогообложения Указом от 3.01.2009 № 1. Сегодня УСН применяют 73 тыс. налогоплательщиков, половина из которых перешли на нее в этом году. Среди них 47% малых предприятий и 18% индивидуальных предпринимателей.

ЗАММИНИСТРА признал, что, несмотря на мораторий, объявленный Указом № 689, за январьиюнь число контрольных мероприятий налоговых органов мало сократилось. Если в I полугодии 2008 г. их прошло 49,7 тыс., то на 1 июля 2009 г. — 47,2 тыс. «Сохранить объемы» налоговикам удалось за счет увеличения контрольных мероприятий по выявлению деятельности, осуществляемой без госрегистрации или с грубым нарушением установленного законодательством порядка, в т.ч. по незаконному обороту товарно-материальных ценностей. В итоге в казну доначислено 78,3 млрд.Br. Только за счет выявления фиктивного экспорта доначислено 67,2 млрд. Br НДС, тогда как за весь 2008 г. — 49 млрд.

За 5 месяцев т.г. проверками охвачено 10 095 плательщиков (2,8% от общего количества зарегистрированных субъектов хозяйствования) — втрое меньше, чем годом ранее. По словам замминистра, в Западной Европе ежегодно проверяется 10-25% плательщиков.

Из теневого оборота за 5 месяцев т.г. изъято ТМЦ на 20,8 млрд. Br — более чем на 25% больше, чем годом ранее. В том числе: за нарушение порядка маркировки контрольно-индентификационными знаками арестовано ценностей на 2 млрд.; за незаконный оборот алкогольной продукции и спирта — на 1,5 млрд., табачных изделий — на 376,9 млн., нефтепродуктов — на 122 млн.; иных ТМЦ (которые транспортировались или хранились от имени несуществующих субъектов хозяйствования) — на 12,4 млрд. Br.

В I полугодии выявлено 1813 нарушений использования кассовых суммирующих аппаратов, за что виновники были оштрафованы на 1,4 млрд. Br.

У налоговых органов имеются сведения о 2000 лжепринимательских структур, часть из которых удалось разоблачить. Их контрагентам в ходе проверок уделялось особое внимание. В результате 200 организаций за I полугодие 2009 г. доначислено 6,4 млрд. Br налога на прибыль. Заведено 4 уголовных дела.

Основными нарушениями в строительном секторе были выполнение работ незарегистрированными субъектами и завышение объемов СМР путем приписок несуществующих стройматериалов. По итогам проверок 363 стройфирм в казну доначислено 12,3 млрд. Br. По результатам проверок организаций, занимающихся экспортом леса и лесоматериалов доначислено 425 млн. Br налогов и санкций и арестовано на 0,5 млрд. Br лесопродукции, находившейся в теневом обороте. Проверялись операции с наличными денежными средствами в туризме и торговле.

В.Каменко отметил, что сосредоточение внимания налоговых органов на выявлении субъектов хозяйствования, занимающихся незаконной предпринимательской деятельностью и грубо нарушающих законодательство, позволило выполнить план по наполняемости доходной части бюджета за счет проведения контрольных мероприятий. Что, по оценке замминистра, не связано с созданными государством условиями ведения бизнеса.

НАЛОГОВАЯ нагрузка в I полугодии т.г. (без учета отчислений в ФСЗН), по данным МНС снизилась с 36% в январе-июне 2008 г. до 30,1% к ВВП. Планируется дальнейшее ее снижение за счет отмены отчислений в фонд поддержки сельхозпроизводителей. Просчитываются и варианты изменения ставок НДС и налога на прибыль. Но такие перемены должны сохранить поступления бюджет на требуемом уровне. Так, в случае увеличения ставки НДС до 20-22%, считает замминистра, за счет налоговых вычетов по НДС обложение субъектов хозяйствования будет прозрачнее и проще. Обсуждается также возможность отмены в 2010 г. обязательности проверок обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте на сумму до 3000 БВ, сокращения сроков зачета и возврата НДС по нулевой ставке соответственно до 2 и 5 дней.

В.Каменко надеется, что с принятием Указа «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», ведение контроля в стране изменится коренным образом и приведет к сокращению числа проверок более чем в 3 раза. О некоторых новациях этого документа «ЭГ» уже писала (см. № 50, с.28). Процесс планирования проверок будет открытым для субъектов хозяйствования, которые смогут получать информацию об отнесении их контролирующими органами к определенной группе риска и причины такого отнесения. Это позволит им принять соответствующие меры и направить дополнительную информацию заинтересованным органам о причинах попадания в группу риска, а контролирующим органам реагировать на приведенные субъектом хозяйствования факты и учитывать их при принятии решения о сроках проверки.

Замминистра отметил, что в проекте учтены результаты исследования Международной финансовой корпорации, в частности, впервые установлен перечень вопросов, подлежащих проверке.

Таким образом, В.Каменко уверен, что опасения экспертов МССПиР и других бизнес-союзов о том, что Указ ухудшит положение субъектов хозяйствования не обоснованы. А что до сложности этого документа, так он, по словам замминистра издается в первую очередь для контролирующих органов, чтобы регламентировать и упорядочить их работу. А вот внедрение электронного декларирования и принятие Особенной части Налогового Кодекса должны существенно улучшить взаимоотношения между налоговыми органами и бизнесом. Тем более что, по словам начальника главного управления методологии налогообложения организаций Евгения Герштейна, в проекте, который внесут в парламент, будут учтены предложения общественных организаций и рабочей группы по упрощению системы налогообложения.

Елена ПАНОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by