Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правовые аспекты государственного контроля

Фото: pixabay.com

Вопросы инспектирования и контроля как основного административного барьера в предпринимательской сфере обсуждались на практической части Международного конгресса юридических служб LawSping-2021, организованного редакцией журнала «Юрист»  и  Образовательным центром «Профессиональный интерес».

Основным направлением деятельности контрольно-надзорных органов является проведение проверок. Чтобы поделиться тенденциями в этой области, за круглым столом собрались признанные эксперты.

Адвокат, кандидат юридических наук, партнер адвокатского бюро «Хмылко, Ярмош и партнеры» Елизавета Ярмош рассказала, как организация попадает в поле зрения контрольных органов.

 

Выборочные проверки

Главным способом государственного контроля по-прежнему остаются проверки, и речь идет преимущественно о выборочных (ранее – плановых) мероприятиях. Основным правовым актом, регулирующим проведение проверок, является Положение о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом от 16.10.2009 № 510 (далее – Указ № 510).

Выборочные проверки планируются и есть возможность заранее о них узнать и подготовится.

 

Справочно: план проверок формируется КГК. Узнать, ожидать ли вашей организации в текущем полугодии проверяющих, можно на нашем сайте.

 

Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска.

Критерии оценки степени рис­ка – совокупность признаков, свидетельствующих о возможности нарушения субъектом законодательства. Критерии определяются на основании методики формирования системы оценки степени риска, утв. постановлением Совмина от 22.01.2018 № 43. 

Критерии оценки степени риска размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в открытом доступе, в связи с чем субъекты хозяйственной деятельности могут сами оценить вероятность проверки их контрольными органами и снизить риск проверки через своевременное устранение нарушений.

В случае если организация попала в список проверяемых субъектов, получила предписание на проверку и не согласна с решением о ее назначении и проведении, у нее есть 10 рабочих дней со дня начала проверки на обращение с заявлением о признании предписания недействительным. Заявление подается в вышестоящий орган, а в последующем и в экономический суд. Подача заявления (жалобы) в суд о признании проверки незаконной не приостанавливает проведение проверки.

При рассмотрении параметров нарушений назначения проверки следует обратить внимание на встречающиеся в практике нарушения:

– назначение проверки неуполномоченным лицом;

– назначение проверки по вопросам и периодам, которые уже проверялись ранее.

Помните, что несоблюдение порядка подачи заявления о незаконности проверки лишит вас возможности в последующем использовать этот аргумент при обжаловании результатов проверки. 

 

Как правильно подготовиться к проверке

Опытом поделилась Мария Родич, адвокат адвокатского бюро «Сорайнен». «Больше вреда при проведении проверки, чем наносит сам себе клиент, не наносит никто и ничто».

Практика показывает, что оптимальный срок подготовки к проверке в среднем 1,5 месяца. А начинать подготовку нужно с постановки правильных вопросов.

Для начала выявить основания плановой проверки. Необходимо воспользоваться всеми имеющимися способами установления причин включения вашей организации в план проверок. Напишите письменный запрос в орган, который будет вас проверять, и установите:

– кто, что и как будет проверять. Изучите сферу контроля проверяющего органа. Для этого воспользуйтесь Перечнем контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности утв. Указом № 510. Данный перечень является исчерпывающим;

– в каком объеме необходимо готовиться и с привлечением каких ресурсов.

Самый действенный способ подготовки к проверке – это привлечение оперативного тематического аудита. После проведения аудита (внутреннего или внешнего), устранения выявленных нарушений начинаем готовить документы. Систематизируем документооборот, соотносим документы с темой проверки. Проводим инструктаж с работниками: все должны знать, как проводится проверка, что, кому и как говорить.  Обеспечиваем юридическое сопровождение. Готовимся к выемке документов, делаем копии.

 

Действия во время проверки

В процессе проведения проверки особое внимание обращаем на:

– перечень проверяемых вопросов. Раскрываем исключительно вопросы, указанные в перечне. Сведения, не связанные с проверкой, организация вправе не предоставлять (абз. 6 п. 7 Положения № 510, подп. 1.8 п. 1 ст. 22 НК);

– срок проведения проверки. Часто проверяющие не укладываются в срок. Если проверка, к примеру, закончилась 25 мая, то 26 мая (если не было продления) можно вообще не контактировать с проверяющими  и не предоставлять документы.

По общему правилу (ч. 1 п. 26 Указа № 510) срок проверки для организаций не должен превышать 30 рабочих дней и 15 для ИП, нотариусов, лиц, осуществляющих адвокатскую или ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных управляющих (антикризисных), не являющихся юрлицами. Срок может быть продлен до 15 рабочих дней;

– проверяемый период, глубину проверки. По общему правилу он составляет 3 года, налоговые воп­росы проверяются за 5 лет, предшествующих году назначения проверки, плюс истекший период текущего года. Исключение – проверки по поручению Президента, Совмина, председателя КГК, генпрокурора и его заместителей, органов уголовного преследования по уголовным делам (ч. 2 п. 16 Указа № 510).

 

Что делать с актом проверки

По проведенным проверочным мероприятиям, если не выявлено нарушений, оформляется справка. Во всех иных случаях оформляется акт. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции также может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Акт проверки (или справка) должны быть направлены в течение двух рабочих дней со дня подписания проверяющим (п. 68 Указа № 510). 

Если вы не согласны с актом проверки, то в течение 15 рабочих дней со дня его подписания можно подать письменные возражения с обоснованиями своей позиции. В таком случае при подписании акта перед подписью вносится пометка: «С возражениями». Однако даже не сделав никаких записей в акте проверки, субъект хозяйствования имеет право представить свои возражения в установленный срок.

Подписание акта – это обязанность проверяемого. Если лицо уклоняется от подписания акта, то документ будет отправлен почтой по последнему известному адресу, и в таком случае датой ознакомления с актом проверки и датой его получения считается 4-й календарный день со дня направления акта. 

Если ваши возражения связаны с техническими ошибками, например, что-то неправильно указано, такие недочеты лучше исправлять сразу. Но зачастую вопросы возникают по поводу понимания сути правового акта либо у сторон разная трактовка правовых норм. Возможно, в акте указано что-то без надлежащего вывода, и вы понимаете, что контрольные органы могут исправить ситуацию, назначив дополнительную проверку. В таких случаях возражения лучше не подавать. Рассматривать возражения будут лица, которые проводили проверку, а при назначении дополнительной проверки могут привлечь и других должностных лиц.

Следует понимать, что в ходе дополнительной проверки контрольный орган исправит все недочеты, имеющиеся в акте. А вот если на основании акта с недочетами вам выносят решение и вы идете не в вышестоящий орган (вышестоящий орган по проверке тоже может назначить допроверку), а непосредственно в суд, то в суде есть возможность обжаловать решение по акту проверки, и контролирующий орган уже не сможет назначить дополнительную проверку.  

Решение по акту проверки выносится в течение 30 рабочих дней со дня вручения акта или заключения по возражениям.

 

Когда что-то пошло не так

Правила поведения во время визита правоохранительных органов от Евгения Маслова, адвоката, парт­нера адвокатского бюро «Маслов, Гашинский и партнеры».

Одним из главных следственных действий при доказывании является обыск. Проводится он преимущественно в принудительном порядке с целью обнаружения вещей, предметов, документов с последующим их изъятием. Обыск – всегда огромный стресс для обыскиваемого. Усугубляет ситуацию тот факт, что когда следователь оказывается в квартире или офисе, позвонить своему адвокату, другу или родственнику чаще всего нет возможности.

 

Как избежать негативных последствий обыска?

Убедиться в том, что за дверью уполномоченные сотрудники, и до того, как вы впустите их в жилище или офис, у вас есть время позвонить адвокату или человеку, который сможет с ним немедленно связаться.  Когда полномочия проверены, следует изучить постановление о проведении обыска. Изучать представленные документы желательно тщательно и досконально. Лучше даже полностью переписать весь текст постановления и только затем его подписать.

Проверить количество людей, находящихся при проведении следственных действий. Все лица, которые находятся в соответствующем помещении при обыске, должны быть вписаны в протокол в качестве участвующих лиц. Все участвующие лица должны находиться в одном помещении. Сотрудники правоохранительных органов должны представиться и показать служебные удостоверения. Помимо сотрудников правоохранительных органов в помещении должны находится понятые. Они не обязаны представлять документы, но должны представиться. Все полученные данные следует записать.

Помните, что при использовании звука и видеозаписи во время следственных действий в протоколе должна быть сделана соответствующая отметка.

Вносите замечания в протокол. Если что-то не устраивает либо кто-то из сотрудников пропадал из поля зрения, и вы не могли наблюдать, какие действия им производились, – это необходимо внести в протокол. Чтобы ничего не забыть, озвучивайте все устно и фиксируйте для себя. Далее запишите все в протокол.

После окончания обыска следует получить копию протокола. Помните: вначале просите копию протокола, потом ставьте подпись, что копию получили. Процедура обыска может быть очень длительной, и вполне возможно, что сотрудники предложат получить протокол позже. На такое соглашаться категорически нельзя.

Практический совет, касающийся подписки о неразглашении, таков: пишем «прошу разъяснить пределы охраняемой законом тайны», дабы не столкнуться с тем, что даже своему адвокату вы не сможете назвать статью, по которой происходят следственные мероприятия.

Обыск может проводиться в выходные и праздничные дни. Перенести обыск на другое время, к примеру, чтобы присутствовал адвокат, как правило, не получится. Помните также, что все действия при проведении этого мероприятия должны быть вам подконтрольны: если нужно обыскать 20 комнат, то это производится по одной в порядке очереди. Никто из присутствующих на следственном мероприятии не должен «разбредаться» по помещению и пропадать из вашего поля зрения. 

 

 

Для того, чтобы защититься от проверки, нет ничего лучше, чем качественно к ней подготовиться. Необходимо также понимать, что нет таких субъектов хозяйствования, которые никогда не попадут в поле зрения контролирующих органов.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений