$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Правовое регулирование и научный подход

20.02.2007

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» — один из основных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации бухгалтерского учета на уровне государства и субъектов хозяйствования. В нем сосредоточены основные положения по ведению бухгалтерского учета, используемые в дальнейшем органами государственного управления при разработке подзаконных актов.

Анатолий СУШКЕВИЧ, председатель Правления ОО «Белорусская ассоциация бухгалтеров», кандидат экономических наук, доцент

Государственное регулирование бухгалтерского учета в нашей стране обеспечивает единообразие ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, достоверность отражения и своевременность поступления учетной и отчетной информации.

Влияние государства на экономические отношения различно в разных странах. Однако ни одна страна мира не может обойтись без государственного регулирования бухгалтерского учета, данные которого используются для расчета налогооблагаемой базы. Поступление налогов в бюджет государства — это принципиальная основа его существования.

Изменение социально-экономических отношений, произошедшее в 90-х годах ХХ века, потребовало внесения существенных корректив в основные положения, на которых базировалась вся система организации бухгалтерского учета в государстве в целом и у субъектов хозяйствования в частности. Переход к рынку существенно повысил роль руководителя и главного бухгалтера организации, изменил их функции и установил отношения между ними. Успешная работа предприятия может осуществляться только на принципах единоначалия, когда все решения принимает руководитель, а работники выполняют его распоряжения.

СТАТЬЕЙ 6 Закона от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями, далее — Закон) установлено, что руководитель несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии. В его обязанности входит:

  • наем работников бухгалтерии;
  • выделение соответствующих требованиям, нормам охраны труда и техники безопасности помещений;
  • оснащение необходимыми средствами производства рабочих мест работников бухгалтерии.

Руководитель организации должен обеспечить:

  • неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками требований главного бухгалтера по соблюдения правил ведения бухгалтерского учета путем издания соответствующих приказов, распоряжений, утверждения положений об отделах, должностных инструкций и т. п.;
  • надлежащую постановку оперативного учета материальных ценностей и обязательств, что позволит своевременно и достоверно отражать хозяйственные операции в бухгалтерском учете.

Законом руководителям организаций дано право принимать решение о структуре и штате бухгалтерии, способах ведения бухгалтерского учета. В зависимости от объема учетных работ в организации бухгалтерская служба может создаваться как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Ведение бухгалтерского учета может осуществляться бухгалтером, состоящим в штате предприятия, специалистом-бухгалтером, являющимся индивидуальным предпринимателем. При определенных условиях руководители унитарных частных предприятий имеют право лично вести бухгалтерский учет и составлять отчетность. Кроме того, ведение бухгалтерского учета может быть передано организации, оказывающей услуги по бухгалтерскому учету.

Главный бухгалтер осуществляет руководство бухгалтерским учетом в организации. Согласно ст.7 Закона в его компетенцию входят:

  • постановка и ведение бухгалтерского учета в организации;
  • формирование учетной политики организации;
  • составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В условиях рыночных отношений изменилось положение главного бухгалтера в организации. В соответствии с действующим законодательством главный бухгалтер не является государственным контролером на предприятии (как это предусматривалось Положением о главных бухгалтерах, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 № 59) и освобожден от обязанности сообщать в письменной форме руководителю вышестоящей организации или другим органам государственного управления о нарушениях, допускаемых, по его мнению, руководителем организации.

В случае возникновения разногласий между руководителем и главным бухгалтером по вопросам совершения отдельных хозяйственных операций документы по ним должны быть приняты к исполнению главным бухгалтером в соответствии с письменным распоряжением руководителя, который несет полную ответственность за последствия совершения таких операций. Главному бухгалтеру должны быть предоставлены все документы, оформленные надлежащим образом и не противоречащие действующему законодательству.

Указанные нормы учитывают опыт экономически развитых стран и способствуют укреплению рыночных отношений в Республике Беларусь. Важным шагом в этом направлении становится организация внутрихозяйственного учета в соответствии с рекомендациями международных стандартов финансовой отчетности.

Постановлением Совета Министров от 4.05.1998 № 694 перед Министерством финансов поставлена задача по созданию национальной системы бухгалтерского учета, основанной на принципах международных стандартов.

ИДЕЯ СОЗДАНИЯ признанных во всем мире стандартов бухгалтерского учета возникла на научной конференции в Гааге. В 1973 году был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), куда вошли ученые нескольких стран. Предложения Комитета носят рекомендательный характер, цель которых — максимально сблизить национальные системы бухгалтерского учета экономически развитых стран. Комитетом приняты стандарты учета, получившие в русскоязычных странах название «Международные стандарты финансовой отчетности» (МСФО). Однако в научной среде нет единого мнения относительно правильности данного перевода. Теоретики и практики бухгалтерского учета в США и Канаде не признают эти стандарты и считают, что американская система GAAP лучше подходит для использования в странах развитой экономики.

Российские же экономисты посчитали возможным использование опыта европейских стран. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.1998 № 283 была принята программа, предусматривающая переориентацию национальной системы бухгалтерского учета в Российской Федерации в соответствии с требованиями рыночной экономики и принципами, изложенными в МСФО. Тем не менее, в последующие годы многие российские экономисты признали преимущества американской системы ведения бухгалтерского учета над европейской и все чаще при разработке национальной системы учитывают опыт США.

Однако необходимо учитывать, что каждое государство обеспечивает ведение бухгалтерского учета исходя из особенностей национальной экономики, действующей системы налогообложения, социальных и политических интересов. Ни одна страна Европы не перешла и не предусматривает перехода на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по МСФО. Переход на МСФО возможен только в банковской системе, что обеспечивается разветвленностью сети банков в разных странах и однотипностью осуществляемых ими операций. Игнорирование США международных стандартов финансовой отчетности ставит под сомнение применение их крупными транснациональными корпорациями.

НА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ совете по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Республики Беларусь, в состав которого входят главные бухгалтеры министерств и других органов государственного управления, главные бухгалтеры ведущих предприятий, ученые, регулярно рассматриваются предложенные Министерством финансов принципы развития и методы ведения бухгалтерского учета, основанные на МСФО. Все постановления министерства по бухгалтерскому учету и отчетности учитывают рекомендации, заложенные в МСФО. Первым нормативным правовым актом, в котором нашли отражение основные принципы ведения бухгалтерского учета, и стал Закон «О бухгалтерском учете и отчетности».

Так как Республике Беларусь необходимо реформировать систему бухгалтерского учета и отчетности с учетом современных требований, за основу можно принять опыт, накопленный экономически развитыми странами как Европы (МСФО), так и США, Канады (GAAP) и других стран.

Особая роль в сближении системы отечественного бухгалтерского учета с системами бухгалтерского учета других стран принадлежит науке. Ученые должны провести детальный анализ всех элементов зарубежного бухгалтерского учета, рекомендации теоретиков и практиков, в том числе изложенных в МСФО, и представить рекомендации по совершенствованию системы бухгалтерского учета Республики Беларусь, направленные на сближение с международными стандартами, в которых накоплен многолетний опыт работы в условиях жесткой конкуренции.

По нашему мнению, работа по переводу бухучета на принципы, заложенные в МСФО, с учетом национальных интересов и особенностей государственного регулирования экономических, социальных и политических отношений в Республике Беларусь, проходит успешно и к концу 2007 года имеет все основания быть завершенной.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях