$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРАВО НА ВКЛАД©

02.07.2013

О необходимости инвестиций и их привлечения в экономику Беларуси в последние годы в нашей стране говорилось очень много. Однако ни программы и постановления, ни форумы и конференции не обеспечили достаточного притока капитала. Поэтому было решено кардинально усовершенствовать нормативную базу инвестиционной деятельности.

26 июня Палата представителей Национального собрания приняла во втором чтении проекты законов «Об инвестициях» и «О концессиях», а 28 июня они были одобрены Советом республики. Первый заместитель министра экономики Анатолий Филонов, представляя сенаторам первый законопроект, подчеркнул, что его нормы направлены на привлечение инвестиций в Беларусь, их эффективное использование, обеспечение гарантий, прав и законных интересов инвесторов, а также их равной защиты.

По мнению авторов проекта, в нем обеспечивается простота и прозрачность закрепленных в этом документе норм и понятий, что исключит двоякое толкование госорганами, юридическими лицами и гражданами принимаемых в его развитие актов. Надо полагать, что в Инвестиционном кодексе, существующем уже 12 лет, всего этого добиться так и не удалось, а потому он уйдет в прошлое со вступлением в силу нового закона.

НАПРИМЕР, в кодексе под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. В законе дано более широкое определение: инвестиции — это любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на праве собственности, ином законном основании, позволяющем ему распоряжаться такими объектами, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными настоящим Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, в частности: движимое и недвижимое имущество, в т.ч. акции, доли в уставном фонде, паи в имуществе коммерческой организации, созданной на территории РБ, денежные средства, включая привлеченные, в том числе займы, кредиты, а также права требования, имеющие оценку их стоимости; иные объекты гражданских прав, имеющие оценку их стоимости, за исключением видов объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота).

Инвесторами, согласно закону, будут признаваться граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в республике, в т.ч. индивидуальные предприниматели, юридические лица РБ, осуществляющие инвестиции на территории РБ, а также иностранные инвесторы — иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в РБ, граждане РБ, постоянно проживающие за пределами РБ, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестиции на территории республики. При этом законопроект предполагает равную, недискриминационную деятельность всех инвесторов на территории нашего государства — и национальных, и иностранных. В частности, отменяется лимит размера вклада зарубежного инвестора в уставный фонд организации, дающий ей право считаться организацией с иностранными инвестициями. Если ст. 77 кодекса требовала, чтобы такой вклад был не менее 20 тыс. USD, то в законе этот вопрос вообще не рассматривается.

Таким образом, компании с иностранными инвестициями будут создаваться на тех же условиях, что и национальные, включая требования к размеру и срокам формирования уставного фонда. Переходные положения предусматривают, что компании, признававшиеся до вступления в силу закона коммерческими организациями с иностранными инвестициями, вправе: использовать в своих наименованиях слова, указывающие на участие иностранного инвестора (иностранных инвесторов), до выхода последнего (последних) из состава участников организации, сформировать уставный фонд в размере, указанном в уставе, в течение 2 лет со дня вступления в силу настоящего Закона в случае, если уставный фонд еще не сформирован, а также изменить размер уставного фонда, указанный в уставе, но не ниже минимального размера, установленного законодательством Республики Беларусь. Учитывая, что для унитарных предприятий и ООО Декретом от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» минимальный размер уставного фонда не определен, зарубежные инвесторы смогут не утруждаться избыточным внесением вкладов. Не понадобится и документально подтверждать факт формирования уставного фонда аудиторским заключением.

Это существенно облегчит создание компаний с иностранным капиталом в Беларуси (особенно через оффшорные юрисдикции), но может не лучшим образом сказаться на притоке прямых инвестиций, которых у нас так не хватает, а в перспективе — и на платежном балансе страны. К тому же лимит в 20 тыс. USD в известной мере служил гарантией серьезности намерений зарубежного инвестора. Теперь нам остается верить ему на слово.

В законе, в отличие от кодекса, не содержатся какие-либо особенности бухучета, регламентации трудовых отношений, условий реализации продукции (работ, услуг) и распоряжения валютной выручкой. Эти вопросы в организациях с иностранными инвестициями теперь тоже будут регулироваться в общеустановленном порядке.

Кстати, деятельность иностранных инвесторов будет ограничиваться только в случаях, когда это необходимо в интересах национальной безопасности, здоровья населения, прав и свобод других лиц, охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей и только на основании законодательного акта.

СОГЛАСНО законопроекту в целях создания дополнительных условий для осуществления инвестиций инвесторы имеют право на заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь. При этом определяются существенные условия таких договоров и полномочия госорганов в данной области. Напомним, что этому вопросу в кодексе была посвящена отдельная глава 10, где определялись стороны и условия инвестиционного договора, порядок его заключения и ряд других норм. Правда, поток зарубежного капитала остается не слишком обильным: такие договоры заключались, но порой не исполнялись и расторгались. Хочется надеяться, что формулировки ст. 17 закона и Декрета от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» окажутся более привлекательными и убедительными, чем ст.ст. 44–48 кодекса.

Как и в кодексе, в законе декларируется, что имущество, являющееся инвестициями или образуемое в результате осуществления инвестиций, не может быть безвозмездно национализировано или реквизировано. При этом национализация возможна только по мотивам общественной необходимости и при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализируемого имущества и других убытков, причиняемых национализацией. Порядок и условия национализации, а также выплаты компенсации стоимости национализируемого имущества и других убытков, причиняемых национализацией, определяются на основании закона о порядке и условиях национализации этого имущества, принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь по мотивам общественной необходимости. Инвесторам (как отечественным, так и иностранным) остается надеяться, что такие мотивы будут звучать не слишком часто.

Проект Закона «О концессиях» совершенствует правовое регулирование института концессии как одной из форм инвестиционной деятельности и призван создать дополнительные стимулы для привлечения инвесторов в эту сферу, пояснил журналистам член Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению Николай Мартынов. Проект предусматривает установление правовых основ осуществления инвестиций на основе концессий на территории Беларуси. Концептуальными условиями концессионного договора являются платность и срочность пользования объектами концессии. В проекте закона определяются виды и условия концессионных договоров, основные права и обязанности концедента и концессионера, порядок разрешения споров, возникающих при исполнении, изменении и прекращении концессионных договоров. Согласно проекту объектами концессии могут являться: объекты, составляющие в соответствии с Конституцией исключительную собственность государства (недра, воды, леса); объекты, находящиеся только в собственности государства; виды деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства.

На стадии доработки законопроект был дополнен статьей 4, определяющей условия осуществления деятельности концессионеров, в которой прямо закреплено, что концессионерам предоставляются гарантии, предусмотренные законодательством для инвесторов. При этом устанавливается запрет на вмешательство в деятельность концессионеров, за исключением случаев, предусмотренных концессионным договором и (или) когда такое вмешательство осуществляется на основании законодательных актов в интересах национальной безопасности (в т.ч. охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

В проекте закона четко разграничены перечни объектов, предлагаемых для передачи в концессию, и порядок их формирования.

Разграничена компетенция органов местного управления и самоуправления при формировании перечней объектов концессии административно-территориальных единиц. Так, устанавливается, что местные Советы депутатов определяют порядок формирования перечней по объектам концессии административно-территориальных единиц и утверждают такие перечни, определяют по ним вид концессионного договора и способ выбора концессионера. Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют формирование перечней по объектам концессии административно-территориальных единиц в порядке, установленном соответствующими местными Советами депутатов, и выступают концессионными органами при предоставлении в концессию объектов концессии административно-территориальных единиц.

Условием предоставления объектов в концессию является заключение концессионного договора посредством проведения аукциона. В законопроекте определяются также порядок проведения таких конкурсов, их условия.

В целях создания дополнительных гарантий для концессионеров, добросовестно исполнявших концессионный договор, в законопроекте предусмотрено право таких лиц не только на продление срока действия концессионного договора, но и на заключение нового концессионного договора по истечении максимального срока, предусмотренного законопроектом, в отношении того же объекта концессии без проведения конкурса (аукциона) на согласованных с концедентом условиях.

Напомним, что в Инвестиционном кодексе также предусматривалась возможность предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам. Этому вопросу там была посвящена целый раздел III, состоящий из трех глав. Однако широкого распространения в Беларуси концессии не нашли в силу ряда причин, причем вряд ли главной из них было несовершенство законодательства в этой сфере.

Тем не менее нормативная база, регламентирующая инвестиционную деятельность, существенно меняется. Возможно, отказ от кодификации сделает ее более гибкой и создаст стимулы для увеличения притока капитала в экономику республики.

Людмила БЕЛОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях