$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Недвижимость

Право на получение жилья

08.02.2008

С января текущего года вступил в действие Указ главы государства от 20.09.2007 № 439, которым внесены поправки в Указ от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по вопросам жилищных отношений». В соответствии с этим документом изменены некоторые нормы, касающиеся постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выделения жилых помещений социального пользования, предоставления жилья при сносе жилых домов и т. д.

Рассказать об основных новшествах мы попросили действительного члена МОО «Академия жилищно-коммунального хозяйства» Виктора САВИЦКОГО.

Постановка на квартирный учет

Указом № 439 уточнены и конкретизированы действующие нормативные положения по принятию на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По общему правилу, установленному пунктом 1 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утв. Указом № 565 (далее — Положение), граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня наступления совершеннолетия.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен особый порядок принятия на квартирный учет до наступления совершеннолетия. Так, с учетом внесенных изменений те из них, кто не имеет в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого они выбыли, принимаются на такой учет местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо местным исполнительным и распорядительным органом — по месту предоставления им первого рабочего места. В прежней редакции этой нормы предусматривалось, что на такой учет принимают местные исполнительные и распорядительные органы, издавшие решение об определении детей на воспитание, что неоднозначно понималось и вызывало определенные сложности в правоприменительной практике.

В Указе № 439 определен порядок подачи заявлений: заявление о принятии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на квартирный учет подается опекуном (попечителем) или лицом, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя), в местный исполнительный и распорядительный орган по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в местный исполнительный и распорядительный орган по месту предоставления им первого рабочего места. Под лицами, на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов (попечителей), понимаются руководители детских интернатных учреждений, государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, детских деревень (городков), госучреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, родители-воспитатели детских домов семейного типа, приемные родители в приемных семьях, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на гособеспечении.

Заявление о принятии на квартирный учет данной категории лиц в случае их эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста подается вышеперечисленными лицами в местный исполнительный и распорядительный орган по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в местный исполнительный и распорядительный орган по месту предоставления им первого рабочего места.

Основания для постановки на квартирный учет дополнены еще одной нормой. Признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий лица, которые на день вступления в силу Положения (т. е. на 8.04.2006 г.) обучались в госучреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, по дневной форме и утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий из-за отсутствия постоянного места жительства.

Местным исполнительным и распорядительным органам вменено в обязанность уточнять ежегодно до 1 апреля данные о вышеназванной категории граждан. По результатам уточнения должны формироваться списки указанных детей и лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями социального пользования в очередном календарном году, и планироваться денежные средства на строительство (приобретение) таких жилых помещений.

Указом № 439 дополнительно установлено, что документы, необходимые для общих ежегодных уточнений данных (с 1 февраля по 1 мая), являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (кроме сведений о доходе и имуществе, приходящихся на каждого члена семьи), запрашиваются, как и при постановке на квартирный учет, у соответствующих организаций местными исполнительными и распорядительными, а также иными органами и организациями. Получившие такой запрос организации обязаны представить запрашиваемые документы в десятидневный срок без взимания платы.

Дополнены также и основания, когда граждане не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В частности, это дополнение касается лиц, прибывших в г. Минск из других населенных пунктов. Они не будут приниматься на квартирный учет в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в г. Минске. По мнению специалистов, введение такого ограничения (кстати, оно применялось в столице и ранее, до вступления в силу с 1.07.1999 г. Жилищного кодекса) позволит существенно уменьшить интенсивный рост в последние годы количества очередников за счет механического прироста населения в столице и тем самым снизить остроту жилищной проблемы.

Если дом сносят

Указом № 439 изменены правила предоставления жилья взамен сносимых домов, а также предоставления жилых помещений социального пользования.

В соответствии со ст. 104 Жилищного кодекса (далее — ЖК) в случае сноса одноквартирного, блокированного жилого дома, строений и сооружений при нем, принадлежавших или принадлежащих на момент сноса гражданину на праве собственности, в связи с изъятием земельного участка для госнужд указанному гражданину совместно с членами его семьи предоставляется за счет соответствующих организаций, которым отводится земельный участок, по выбору право на:

получение в собственность благоустроенной квартиры, соответствующей требованиям ЖК;

строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади;

перенос и восстановление при наличии технической возможности сносимого дома, а также строений, сооружений и насаждений при нем;

получение денежной компенсации, определяемой на основании заключения экспертизы о стоимости сносимого имущества.

Указом конкретизирован порядок предоставления благоустроенной квартиры собственнику сносимого дома. Квартира должна соответствовать требованиям пп. 44-46 Положения, в частности, на одного человека (с учетом самого собственника и каждого гражданина, постоянно проживающего в жилом доме, подлежащем сносу) должно предоставляться от 15 до 20 кв. м общей площади. Максимальная норма предоставления общей площади (20 кв. м на одного человека) может быть превышена, если речь идет об однокомнатной квартире либо жилой комнате, а также при выделении дополнительной площади жилого помещения. Дополнительная площадь предоставляется сверх минимальной нормы (15 кв. м на одного человека) в виде комнаты или в размере 15 кв. м общей площади Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы, а также гражданам, страдающим заболеваниями, дающими им право на дополнительную площадь, другим гражданам в соответствии с законодательством.

Кроме того, специально оговорено, что при определении размера общей площади предоставляемого жилья не учитываются наниматели, а также граждане, вселившиеся в жилой дом после принятия решения о его сносе, кроме собственника, его несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, супруги (супруга), а также несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей членов семьи собственника.

В Положение внесены дополнения, касающиеся предоставления жилья гражданам, проживающим в домах госжилфонда, подлежащих сносу, переводу в нежилые (в связи с признанием не соответствующими санитарным и техническим требованиям), капитальному ремонту или реконструкции.

Здесь по аналогии с нормами для сносимых частных домов установлено, что при предоставлении выселяемым гражданам жилья типовых потребительских качеств (общей площадью не менее занимаемого на условиях ранее заключенного договора найма) определение размера общей площади предоставляемого жилья осуществляется без учета поднанимателей, временных жильцов, а также граждан, вселившихся после принятия решения о сносе или о признании жилого помещения не соответствующим санитарным и техническим требованиям. Понятно, что эта норма не распространяется на несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей нанимателя, его нетрудоспособных родителей, супруги (супруга), а также несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей членов семьи нанимателя. Аналогичный порядок установлен и для случаев капитального ремонта или реконструкции жилого дома госжилфонда, когда жилое помещение не может быть сохранено или его площадь уменьшится, в связи с чем по требованию нанимателя жилья ему с постоянно проживающими совместно с ним гражданами должно быть предоставлено жилое помещение типовых потребительских качеств.

Социальное жилье

Право на предоставление жилых помещений социального пользования независимо от уровня доходов и материального положения получили дополнительно в соответствии с Указом № 439 лица, которые на день вступления в силу Положения (8.04.2006 г.) обучались в госучреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, по дневной форме, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий из-за отсутствия постоянного места жительства.

По общему правилу жилое помещение социального пользования госжилфонда предоставляется гражданам, имеющим право на получение такого жилья, и совместно проживающим с ними членам их семей — супруге (супругу), их несовершеннолетним и совершеннолетним нетрудоспособным детям и нетрудоспособным родителям, не имеющим в собственности жилья в данном населенном пункте. Согласно Указу гражданам, имеющим право на получение социального жилья и взявшим на воспитание троих и более детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, жилье должно предоставляться с учетом их несовершеннолетних детей, а также взятых на воспитание.

Определены и конкретные сроки предоставления социального жилья отдельным льготным категориям граждан. Так, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения социального пользования должны предоставляться в течение 2 месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию — в течение 2 месяцев после прекращения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, по окончании срочной военной службы.

Лицам, которые на день вступления в силу Положения обучались в таких госучреждениях образования по дневной форме, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий из-за отсутствия постоянного места жительства, жилье социального пользования должно предоставляться по окончании указанных учреждений образования местным исполнительным и распорядительным органом по месту предоставления первого рабочего места либо по месту первичного трудоустройства.

Могут и выселить

Ряд поправок затронул порядок пользования жилыми помещениями. Указом № 439 Положение дополнено нормой о том, что граждане, взявшие на воспитание в приемную или опекунскую семью 3 и более детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, и получившие в связи с этим жилое помещение социального пользования госжилфонда, подлежат выселению из него без предоставления другого жилья в случае принятия органом опеки и попечительства решения об освобождении (отстранении) их от выполнения обязанностей опекунов (попечителей) в отношении указанных детей, прекращении (расторжении) договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью либо приобретения взятыми на воспитание детьми дееспособности в полном объеме. Если указанные граждане ранее пользовались жилым помещением госжилфонда, то при выселении им предоставляется прежнее или равноценное ему другое жилое помещение на условиях ранее заключенного договора найма.

Установлены специальные ограничения и при пользовании жильем госжилфонда, предоставленного по срочному договору найма лицам, обязанным согласно постановлению суда возмещать расходы по содержанию детей, находящихся на гособеспечении. Такие жилые помещения не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору поднайма.

В целях усиления государственных гарантий права на жилье для льготных категорий детей Указом № 439 предусмотрено также, что часть жилых помещений общежитий может бронироваться местными исполнительными и распорядительными органами в установленном законодательством порядке для временного проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

СПРАВКА

В ст. 1 Закона от 21.12.2005 № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» даны следующие определения:

дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.