Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №75(2572) от 04.10.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4838
EUR:
2.4275
RUB:
4.2213
Золото:
136.73
Серебро:
1.63
Платина:
73.79
Палладий:
184.79
Назад
Консультации
24.12.2004 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Право на обращение

1 ноября 2004г. Президентом подписан Закон № 340-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рассмотрения обращений граждан". Закон предполагает комплексные изменения в правовом регулировании института обращений граждан, поскольку вносит изменения не только в Закон от 6.06.1996г. № 407-XIII "Об обращениях граждан", излагая его в новой редакции, но также в законы "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" и "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь"...
1 ноября 2004г. Президентом подписан Закон № 340-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рассмотрения обращений граждан". Закон предполагает комплексные изменения в правовом регулировании института обращений граждан, поскольку вносит изменения не только в Закон от 6.06.1996г. № 407-XIII "Об обращениях граждан", излагая его в новой редакции, но также в законы "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" и "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь".

Принятие данного Закона было обусловлено рядом причин, главной из которых была необходимость реализации гарантированного ст.40 Конституции права направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Пробелы в законодательстве, как материальном, так и процессуальном, действующем в сфере государственного управления, отсутствие четких определений в соответствующих нормативных актах -- все это не способствовало работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан.

Изложенный в новой редакции Закон "Об обращениях граждан" (далее - Закон) закрепляет право граждан на обращение в государственные и иные органы (к должностным лицам) и гарантии соблюдения их прав при рассмотрении обращений, а также определяет основные подходы к организации работы с обращениями граждан.

Необходимо отметить, что по сравнению с прежней редакцией Закон содержит ряд новых концептуальных положений, регулирующих данную сферу общественных отношений. В новой редакции подробно раскрывается содержание понятия "обращения": к обращениям относятся предложения, заявления и жалобы; обращения могут быть индивидуальными, коллективными, письменными, устными, повторными, анонимными.

В новой редакции четко определена сфера действия Закона: его нормы распространяются на предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением обращений, рассматриваемых в порядке конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, а также производства по делам об административных правонарушениях, а также обращений, для которых законодательными актами Республики Беларусь установлен иной порядок направления и рассмотрения. Обращения, направленные в средства массовой информации, подлежат рассмотрению в соответствии с данным Законом и законодательством о СМИ.

В Законе закреплены гарантии прав граждан при рассмотрении обращений, что является непосредственной реализацией на уровне закона норм Конституции. К таким гарантиям отнесены: добровольность обращений, недискриминация, неразглашение сведений о личной жизни гражданина без его согласия, а также запрет преследования граждан и членов их семей в связи с обращениями в государственные органы, иные организации, к должностным лицам.

Основные подходы к организации работы с обращениями граждан в государственных органах и иных организациях остались практически неизменными. Ответственность за организацию работы с обращениями несут руководители государственных органов, иных организаций.

Требования, предъявляемые к письменным обращениям, практически не изменились. А вот последствия несоблюдения требований к оформлению обращения отличаются радикально: если ранее обращение, не содержащее требуемых сведений (наименования органа, которому адресуется обращение, ФИО гражданина, место его жительства и др.) признавалось анонимным и не подлежащим рассмотрению, то в соответствии с новой редакцией Закона обращение, в котором не указаны требуемые сведения, может быть оставлено без рассмотрения с обязательным уведомлением гражданина об этом в пятидневный срок. Анонимные обращения, как и ранее, не подлежат рассмотрению, за исключением тех, где содержатся сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

Законом установлены сроки направления обращений. Срок для направления предложений и заявлений не ограничен. А вот для подачи жалоб установлен трехлетний срок, который исчисляется со дня нарушения прав свобод граждан или с того дня, когда гражданину стало известно о нарушении своих прав. Должностные лица государственных органов, иных организаций вправе отказать в рассмотрении жалобы в случае пропуска указанного срока; отказ должен быть письменно мотивирован и направлен гражданину в пятидневный срок.

Уточнены порядок и сроки рассмотрения письменных обращений, а также процедура личного приема граждан. Письменные обращения подлежат обязательному рассмотрению должностными лицами государственных органов, иных организаций, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращении. Если вопросы, поставленные в обращении, не относятся к компетенции органа, то новой редакцией Закона определено два способа реагирования: либо письменные обращения в пятидневный срок направляются в соответствующие государственные органы, иные организации (должностным лицам) с уведомлением об этом граждан, либо по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какой государственный орган, иную организацию (к какому должностному лицу) им необходимо обратиться. Законом запрещается передавать жалобы граждан в государственные органы, иные организации (должностным лицам), действия (бездействие) которых обжалуются; исключение составляют случаи, когда рассмотрение данной категории обращений относится к исключительной компетенции этих госорганов (должностных лиц).

Сроки рассмотрения практически не изменились: 1 месяц - общий срок рассмотрения обращений, 15 дней - если не требуются дополнительного изучения и проверки. Если необходимо провести специальную проверку либо сделать запрос необходимой информации, срок рассмотрения может быть продлен еще на 1 месяц с одновременным уведомлением об этом обратившихся граждан. Новацией является возможность продления до 6 месяцев срока рассмотрения тех обращений, которые требуют необходимости направления запросов в иностранные государства или международной организации.

Правила личного приема граждан также меняются: при устном обращении гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность. Кроме того, если решение вопросов, с которыми граждане обратились на личном приеме, не относится к компетенции этих государственных органов, иных организаций (должностных лиц), соответствующие должностные лица не рассматривают обращения по существу, но разъясняют гражданам, к кому им следует обратиться для решения своих вопросов.

В Законе определены права граждан при рассмотрении обращений. Как и ранее, в новой редакции предусмотрено право граждан знакомиться с материалами проверки в той мере, в какой это не затрагивает права других граждан и не противоречит законодательству об охране государственной и иной охраняемой законом тайны. Кроме того, в прежней редакции Закона предусматривалось альтернативное обжалование решений, принятых по обращению гражданина либо  в вышестоящий орган, либо в суд. В действующем Законе предусматривается возможность обжалования и в вышестоящий орган, и в суд, что делает механизм реализации конституционного права на обращение более универсальным и действенным. Эта норма является существенной новацией, поскольку независимость судей для многих граждан является гарантом справедливого и беспристрастного решения.

Среди новшеств новой редакции Закона - четкое определение обязанностей должностных лиц при рассмотрении обращений граждан. Из ст.15 видно, что ужесточаются обязанности государственных органов при рассмотрении обращений граждан; должностные лица госорганов, иных организаций при рассмотрении обращения обязаны: соблюдать требования, установленные Законом и иными актами законодательства об обращениях граждан; принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений; принимать законные и обоснованные решения; письменно информировать граждан о решениях, принятых по результатам рассмотрения письменных обращений, аргументировав их принятие; разъяснять порядок обжалования решений, принятых по обращениям; обеспечивать контроль за исполнением решений, принятых по обращениям. Кроме того, сохранились нормы, обязывающие должностных лиц принимать в пределах своей компетенции меры по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан; решать в установленном порядке вопросы о привлечении к ответственности лиц, по вине которых допущены нарушения прав и свобод граждан.

Закон содержит нормы об ответственности должностных лиц за нарушение законодательства об обращениях граждан. В частности, в Закон введена новая норма, в соответствии с которой государственные органы, иные организации (должностные лица) рассматривают обращения без взимания платы. А вот расходы, понесенные государственным органом, иной организацией в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с граждан в судебном порядке. Норма носит необязательный характер, и ее применение зависит от решения того должностного лица, которое будет рассматривать обращение. Отметим, что в новой редакции Закона отсутствует ранее существовавшая норма о возмещении ущерба гражданам в связи с нарушением требований закона при рассмотрении их обращений.

Можно надеяться на то, что дополнительная регламентация работы по рассмотрению обращений граждан обеспечит полноту правового регулирования данной сферы общественных отношений.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by