Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Актуальное
17.01.2014 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРАВО НА МЕСТО В БУХГАЛТЕРИИ©

Cо вступлением в силу нового Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) в учетной практике многое должно измениться. Но одним из первых у значительного числа главных бухгалтеров возник вопрос: смогут ли они с 1 января 2014 г. остаться на своих должностях?

Cо вступлением в силу нового Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) в учетной практике многое должно измениться. Но одним из первых у значительного числа главных бухгалтеров возник вопрос: смогут ли они с 1 января 2014 г. остаться на своих должностях?

Причиной тому стало на первый взгляд небольшое изменение квалификационных требований в ст. 8 Закона № 57-З. Теперь главные бухгалтеры должны иметь высшее или среднее специальное образование, предоставляющее право работать по специальности бухгалтера, и стаж работы по данной специальности не менее 3 лет, а главный бухгалтер, принимаемый с 1.01.2014 г. на работу в общественно значимую организацию, — не менее 5 лет. Эта формулировка сегодня очень беспокоит десятки тысяч главбухов, имеющих за плечами лишь краткосрочные курсы, дипломы о переподготовке (которые, как оказалось, не дают своим обладателям никаких прав) или дипломы экономического профиля, но не бухгалтерские. Впрочем, на заочное обучение шли в основном ради получения «корочки» — настоящие знания добывались ежедневной практикой на рабочих местах. Да и наниматели в частных компаниях ценили в основном опыт и умение работать, а не анкетные данные.

Проблему, возникшую с принятием Закона № 57-З, подробно рассмотрел Максим Знак в статье «Ружье, которое не выстрелит» (см. «ЭГ» № 65 за 6.09.2013 г.). Но ее масштаб начали оценивать лишь теперь. Бухгалтеры бурно обсуждают на интернет-форумах, кому можно возглавлять бухгалтерии, а кому нет, пытаются понять, что делать: бежать, получать нужный диплом, снова менять профессию или просто проигнорировать новшество в надежде, что оно не даст ощутимых последствий. Кое-какие основания для последнего варианта есть: за все время существования прежнего Закона от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» никто всерьез не обращал внимания, что на должность главного бухгалтера могло назначаться лишь лицо, имеющее высшее специальное образование, а в исключительных случаях — лицо, его не имеющее, при наличии специального образования и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет. Кто только ни занимал эту должность, причем зачастую вполне успешно. И чтобы утверждать, что именно бывшие инженеры и учителя, занявшись не своим делом, виновны в неудовлетворительном состоянии бухучета и отчетности, нужно иметь веские аргументы.

ЕСЛИ ранее никого не смущал вопрос о дипломах, то теперь определение, что такое «высшее или среднее специальное образование, предоставляющее право работать по специальности бухгалтера», кажется принципиальным. Настолько, что иные ретивые начальники, чиновники и эйчары уже выясняют, не пора ли заняться чисткой бухгалтерских рядов. Да и среди самих главбухов, знающих за собой «образовательный изъян» и преисполненных толерантности, многие задаются сегодня вопросом «тварь я дрожащая или право имею» и едва ли не готовы писать заявление об увольнении самих себя в связи с несоответствием занимаемой должности, на которой проработали иногда по 10–20 лет.

ПОЭТОМУ проблема с образованием главбухов выглядит, на мой взгляд, довольно искусственно. Ведь не случайно она весьма либерально решается за рубежом. Например, в Казахстане последняя редакция Закона от 28.02.2007 № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» требует лишь, чтобы на должность главного бухгалтера организации публичного интереса (это финансовые организации, акционерные общества (за исключением некоммерческих), организации-недропользователи, организации с долей государства, а также госпредприятия, основанные на праве хозяйственного ведения) назначался профессиональный бухгалтер, имеющий соответствующий сертификат. В соответствии с приказом Минфина Казахстана от 13.12.2007 № 455 к сертификации профессионального бухгалтера, осуществляемой аккредитованной организацией, допускаются лица, имеющие высшее образование и стаж работы не менее последних 5 лет в учетно-аналитической области экономики и финансов, бухгалтерской, экономической, финансовой, аудиторской, контрольно-ревизионной сферах или в области научно-преподавательской деятельности по бухучету и аудиту в высших и средних специальных учебных заведениях. Кандидаты в профессиональные бухгалтеры сдают экзамены по бухучету в соответствии с МСФО, по налогам и налогообложению, гражданскому праву. Обладатели квалификационного свидетельства аудитора освобождаются от сдачи всех экзаменов, а лица, имеющие диплом DipIFR ACCA — от экзамена по бухучету.

В России с 1.01.2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 6.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), в п. 3 ст. 7 которого особые требования предъявляются только к главным бухгалтерам открытых акционерных обществ, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестфондов, управляющих компаний паевых инвестфондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах, органов управления государственных внебюджетных, в т.ч. территориальных внебюджетных фондов. В первоначальной редакции Закона № 402-ФЗ требовалось, чтобы главбух такой компании имел высшее профессиональное образование, стаж работы, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита не менее 5 лет из последних 7 календарных лет. При этом, как разъяснялось в официальных комментариях, под высшим профессиональным понималось исключительно бухгалтерское образование.

Впрочем, не прошло и года, как это требование показалось нашим соседям излишне суровым (а главное — неисполняемым). С 1.01.2014 г. Федеральным законом от 2.07.2013 № 185-ФЗ из п. 4 ст. 7 слово «профессиональное» было исключено. Таким образом, российские и казахстанские законодатели сочли, что высшее образование может быть любым, а пятилетий практический опыт вполне эквивалентен 4-летнему обучению в вузе даже для главбуха солидной публичной компании. К главным бухгалтерам малых предприятий, а также к их руководителям, желающим вести учет самостоятельно, никаких квалификационных требований вообще не предъявляется. С одной стороны, это порождает дополнительные риски, но с другой — в рыночной экономике собственник сам решает, кому доверить счет своих денег, и пеняет только на себя, если ошибется в выборе.

Еще спокойнее к этому вопросу относятся на Западе. Там считается гораздо более важным не базовое образование, а последующее, и профессиональная сертификация. Поэтому, скажем, стандарты, разработанные Комитетом по международным стандартам образования для профессиональных бухгалтеров (IAESB), в основном посвящены определению основных элементов обучения, проверки профессиональных знаний и аккредитации, в т.ч. профессиональных организаций, уполномоченных осуществлять подготовку и повышение квалификации бухгалтеров, а также определение содержания и объема курсов повышения квалификации. При этом для допуска к большинству международных бухгалтерских сертификаций, например, ACCA, достаточно диплома о любом высшем образовании — главное, сдать экзамены. Впрочем, зарубежный опыт свидетельствует и о другом: виновники знаменитых корпоративных скандалов начала 2000-х и позднее в 2008–2010 гг. были обладателями самых престижных дипломов и сертификатов, что не помешало им делать грубые ошибки и намеренно искажать отчетность, обманывая государство и инвесторов. Поэтому международные стандарты бухгалтерского образования сегодня уделяют немало внимания не только знаниям, профессиональным навыкам и стажу работы (который согласно IES 5 «Требования по практическому опыту» должен составлять как минимум 3 года), но и профессиональной этике. Ведь никакой диплом не гарантирует добросовестности бухгалтера и его принципиальной позиции в сложной ситуации.

ИНТЕРЕСНО, что в ч. 2 ст. 30 российского Закона № 402-ФЗ прямо указано, что положения п. 4 ст. 7 не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу данного Закона возложено ведение бухгалтерского учета. Проще говоря, если главбух до 1.01.2013 г. работал в российской компании, то факт его несоответствия перечисленным требованиям в любом случае не мог и не может быть основанием для увольнения. К сожалению, в белорусском законе такой оговорки нет. Взамен в его статье 21 поручается Совмину и Нацбанку до 1.01.2014 г. принять иные меры по реализации положений настоящего Закона. Вероятно, в числе «иных мер» правительству следовало поручить министерствам финансов, образования, труда и соцзащиты обсудить, какое образование допустимо для главных бухгалтеров, и внести изменения в Единый квалификационный справочник должностей служащих, Общегосударственный классификатор «Профессии рабочих и должности служащих» и иные нормативные акты, а возможно, и смягчить некоторые требования Закона № 57-З.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений