$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРАВО НА ДИАЛОГ

04.03.2011

В ходе XII Ассамблеи деловых кругов, прошедшей в Минске 2 марта, отечественные бизнесмены и представители государственных органов обменялись мнениями о путях развития белорусской экономики и реформирования законодательства.

Представленная на ассамблее традиционная национальная платформа бизнеса Беларуси-2011 «Время конкретных дел», в отличие от предыдущих, может посостязаться по изобилию предлагаемых реформ с Директивой № 4 и Программой деятельности Правительства республики на 2011–2015 годы. Вопрос лишь в том, когда и как они будут воплощаться в жизнь.

Выступая на ассамблее, представители органов госуправления обнадежили, что значительная часть положений Директивы № 4 должна быть оформлена в соответствующих нормативных правовых актах если не в I квартале, то до конца полугодия. При этом замминистра экономики Андрей Тур призвал бизнес-сообщество направлять в правительство свои предложения. Это несколько озадачило предпринимателей: ведь сама платформа содержит более сотни вполне конкретных мер, направленных на создание конкурентной среды, улучшение налоговой системы, упорядочение контроля, отношений собственности, аренды и т.п. Как отметил один из выступающих, стоит ли предлагать, если нет выполнения? Пример тому — возвращение индивидуальным предпринимателям права нанимать работников, не являющихся близкими родственниками, которого ИП безрезультатно добиваются пятый год. Для многих этот вопрос стал едва ли не главным индикатором отношения власти к бизнесу.

Выступая на ассамблее, первый премьер-министр независимой Беларуси Вячеслав Кебич напомнил, что главным принципом его тогдашней деятельности было минимальное вмешательство в дела бизнеса. Он выразил надежду, что нынешнее новое правительство, возглавляемое бывшим вице-премьером кебичевского кабинета, восстановит эту традицию. Действительно, ветераны белорусского частного предпринимательства все чаще обнаруживают, что многие нынешние реформы — лишь возврат тех возможностей, которые существовали в начале 90-х, потом были отменены, ограничены, запрещены — а теперь вдруг возвращаются с таким трудом.

Но пока наши бизнесмены и менеджеры бились о бюрократические барьеры, в других странах менялись конкурентная среда и методы управления, формы инвестирования, правила бухучета и налогообложения. Теперь нам приходится наверстывать упущенное. Оказалось, что одна из ключевых проблем здесь — кадровая, признал А.Тур. В стране явно не хватает грамотных менеджеров, специалистов по инвестициям, МСФО, маркетингу, корпоративным отношениям. А ведь еще несколько лет назад власти объявили, что у нас избыток экономистов и юристов. Более того, сегодня Минобразования всерьез обсуждает планы сокращения числа заочников в частных вузах. Это совершенно не устраивает предпринимателей, для которых заочное обучение — наиболее удобная форма получения знаний, отмечает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин. К тому же, по его мнению, негосударственные вузы лучше готовят специалистов, адаптированных к работе в частном секторе.

Да и помимо образования многие частные структуры, если им позволят, могли бы взять на себя ряд функций, которые сегодня не слишком успешно выполняет государство. Это позволило бы существенно сэкономить бюджетные средства, снизить налоговую нагрузку. Однако пока многие госорганы, наоборот, навязывают бизнесу по монопольно высоким ценам свои услуги, необходимость которых вызвана лишь придуманными этими же органами нормами. Изменит ли ситуацию появление законодательства о государственно-частном партнерстве?

Равноправным партнером частники могут стать, лишь обладая достаточными ресурсами. Но пока им чаще приходится арендовать помещения, чем обзаводиться собственной недвижимостью. Между тем в стране тысячи неиспользуемых объектов госимущества. Но они нередко или предлагаются по завышенным ценам, или находятся в таком состоянии, что восстанавливать их слишком дорого. Получить же в собственность землю и построить здание мешает волокита чиновников, различные ограничения и требования. А главное — каждый бизнесмен постоянно боится, что очередная проверка закончится штрафами, конфискацией, признанием сделок недействительными.

Представители судебных и контролирующих органов считают, что ситуация изменилась. Так, первый замминистра по налогам и сборам Сергей Наливайко уверял собравшихся, что штрафы для МНС — не самоцель. Свидетельством тому, по его мнению, служит сокращение числа проверок и рост их результативности. Он подчеркнул, что если в 2009 г. инспекторами МНС был проверен каждый четвертый плательщик, то в 2010-м — каждый десятый, или в 2,5 раза меньше, причем из 38 трлн. Br, поступивших в бюджет по линии МНС в 2010 г., только 155 млрд. поступило от контрольной деятельности. С.Наливайко заявил, что бизнес сам провоцирует развитие в стране взяточничества и коррупции, когда идет на поводу у недобросовестных контролеров, еще до проверки предлагающих бизнесу самостоятельно определять нарушение и сумму штрафа.

В свою очередь, предприниматели в своих выступлениях привели примеры, когда проверяющие различных ведомств требуют «по-хорошему» хоть какую-то сумму за какие-нибудь нарушения, чтобы не уйти с пустыми руками. Привычка эта так глубоко укоренилась, что воспринимается обеими сторонами как нечто само собой разумеющееся. А потому меняться должно не только законодательство, но и менталитет нашего общества. Только тогда платформа бизнеса обрастет стенами и крышей. А там, может, и до внутреннего интерьера дойдет...

Леонид ФРИДКИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях