$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Право на блокировку

21.01.2011

14 января Департамент по ценным бумагам Минфина Беларуси предписал депозитарию прекратить блокировку акций ЗАО «Холдинговая компания «Пинскдрев», начавшуюся за 10 дней до этого. Как заявил представитель департамента, в настоящее время никаких ограничений по акциям холдинга не существует. Однако остается вопрос: допускает ли подобное ограничение прав акционеров законодательство, и возможно ли повторение таких инцидентов в будущем?

Согласно Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утв. постановлением Минфина от 22.11.2006 № 143, блокировка представляет собой перевод ценных бумаг (далее — ЦБ) на отдельный раздел счета «депо», осуществляемый депозитарием с целью предотвращения их списания с этого счета без достаточных оснований, предусмотренных законодательством РБ. Исходя из содержания Инструкции, блокировка осуществляется депозитарием в тех случаях, когда права владельца ЦБ на распоряжение ими ограничиваются в силу закона или договора.

Путем блокировки депозитарий фиксирует в своих учетных регистрах возникшие ограничения прав владельца ЦБ. Это свидетельствует о том, что права владельца ЦБ ограничены на случай, если тот захочет провести какую-либо депозитарную операцию со своими ЦБ. То есть депозитарная операция блокировки носит «технический» характер.

Для депозитария главным является наличие документа, свидетельствующего об ограничении прав владельца. Его содержание не должно противоречить действующему законодательству и исходить от лица, обладающего соответствующими правомочиями для установления ограничений.

Наиболее характерными примерами блокировки по основаниям, предусмотренным договором, является резервирование ЦБ для их продажи через торговую систему биржи или фиксация обременений ЦБ залоговыми обязательствами. В таких случаях блокировка осуществляется депозитарием, как правило, на платной основе. При этом владелец ЦБ добровольно соглашается на то, что разблокировка произойдет только при определенных условиях или обстоятельствах.

Типичный пример блокировки ЦБ по основаниям, предусмотренным законом, — наложение на них ареста. При этом депозитарий выполняет публично-правовые функции на безвозмездной основе. Правом наложения ареста на ЦБ обладают общие и хозяйственные суды, судебные исполнители, налоговые, правоохранительные органы. Основания для вынесения постановлений об аресте и полномочия лиц, имеющих на это право, определены в законодательных актах, как правило, кодексах и законах. Постановления об аресте имущества выносятся в отношении конкретного лица или конкретных лиц с обязательным указанием правовых оснований для этого. Одновременно составляется опись арестованного имущества. Собственник вправе в установленном порядке обжаловать постановление об аресте.

Отметим, что полномочия Департамента по ценным бумагам Минфина выдавать предписания о блокировке (разблокировке) акций закреплены не законом, а постановлением Совмина от 31.07.2006 № 982 «Об отдельных вопросах Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 982). При этом нормы, направленные на защиту прав владельцев заблокированных акций, в этом постановлении отсутствуют. Однако правовые последствия выдачи департаментом предписания о блокировке акций для акционера абсолютно такие же, как и в случае вынесения постановления об аресте акций иным, имеющим на это право государственным органом. Фактически наряду с государственными органами, полномочия которых определены законодательными актами, департамент имеет право наложения ареста на имущество на основании нормативного правового акта правительства.

Вместе с тем даже если считать подмену понятий «ареста» на «блокировку» несущественной, а правительство действительно было намерено наделить регулятора рынка ЦБ столь серьезными полномочиями, вызывает недоумение невнятность оснований для их применения, закрепленных в постановлении № 982. Неоднозначно выглядит содержащаяся там формулировка «в случае необходимости защиты интересов Республики Беларусь». Кто и как определяет эти интересы, как они соотносятся с интересами инвесторов и добросовестных приобретателей акций? Кто вправе разъяснять эти вопросы?

Использование отсылочных норм при определении полномочий госорганов, особенно в части ограничений прав граждан и юридических лиц на принадлежащее им имущество, недопустимо. Однако в постановлении № 982 указано, что департамент выдает предписания о блокировке и «в иных случаях, определяемых законодательством». Что это за «иные», кем и когда определяются — также неизвестно.

Возможность регулятора ограничивать права собственности на акции заведомо неопределенного круга акционеров вряд ли будет способствовать развитию фондового рынка и привлечению инвестиций. И заведомо не соответствует нормам Директивы № 4, декларирующим усиление защиты прав собственности.

Евгений БЕЛОВ,
специалист по ценным бумагам

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях