Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Интеллектуальная собственность
30.04.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Право автора

на уважение и вознаграждение

Проект нового закона «Об авторском праве и смежных правах», подготовленный на основе предложений Национального центра интеллектуальной собственности (НЦИС), внесен на рассмотрение в парламент. Разработчики надеются, что в нем будет установлен баланс интересов общества, авторов произведений и государства. Новый закон упрощает процедуру защиты прав авторов, что сделает регулирование в этой сфере эффективнее и без усиления ответственности, считает начальник центра по коллективному управлению имущественными правами НЦИС Алексей БИЧУРИН.

— Последний раз в Закон от 16.05.1996 № 370-XIII «Об авторском праве и смежных правах» корректировки вносились в 1998 г. Этот нормативный акт был одним из первых в данной сфере, и с его применением возникали сложности. Поэтому главная задача, которую мы поставили, — сделать закон удобным для применения и понимания. При этом его объем несколько увеличился.

Автор остается обладателем прав, которыми может распоряжаться. Мы постарались дать для этого необходимые инструменты, установив, в частности, более конкретно и ясно типы договоров, которые могут заключаться.

В ходе работы над законопроектом острая дискуссия развернулась по поводу служебных объектов авторского права. Нужно было разобраться, в каком объеме работнику будут принадлежать права на созданное в результате трудовых отношений с нанимателем произведение, как их можно реализовать в будущем. В законопроекте закреплено, что если стороны хотят изменить статус служебного произведения, они могут это сделать, заключив специальный договор. В результате автор может рассчитывать на дополнительное вознаграждение от нанимателя. Больше внимания уделено компьютерным программам. Дано более подробное их определение. Если в действующем Законе указано, что компьютерные программы охраняются как литературные произведения, то в проекте этим объектам посвящена отдельная статья. В ней, в частности, указано, что охрана компьютерных программ распространяется на все их виды (в т.ч. на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Автору или иному правообладателю в отношении компьютерной программы принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать ее установку на компьютер или иное устройство, запуск и работу с ее функциональностью, а также иные действия, установленные законом. Лицу, правомерно владеющему экземпляром компьютерной программы, принадлежит право ее использования по прямому назначению на условиях, установленных автором или иным правообладателем в соответствии с законом. Прекращение права собственности на правомерно приобретенный экземпляр компьютерной программы влечет прекращение права ее использования, если иное не установлено автором (правообладателем) в договоре.

Вводится понятие коллективного управления правами, которому посвящена отдельная глава, включающая ряд норм, которых нет в действующем Законе. Это позволит создать систему получения авторских вознаграждений и защиты интересов авторов. Очень важно обеспечить коммерческий механизм использования авторского права в Беларуси. Конечно, активное использование произведений существует и теперь, а естественным интересом автора (в т.ч. по умолчанию) является получение при этом дохода. Механизм коллективного управления может помочь такой доход генерировать. Но пока судьба этих предложений неоднозначна.

Срок авторских прав остается прежним — 50 лет, хотя в соседних государствах он достигает 70 лет. Однако мы полагаем, что удлинение этого срока повлечет дополнительные расходы для государства, приобретающего права на использование. Дело в том, что в Беларуси объективно сложилась ситуация, в которой мы являемся преимущественно потребителями чужого творческого продукта, а наш творческий экспорт достаточно ограничен.

В рамках законопроекта хотелось широко затронуть применение авторского права в Интернете. Дискуссии в рабочей группе прояснили, что ничего нового сюда привнести нельзя, разве что распространить на Интернет все конкретные нормы авторского права. Но защитить их в виртуальной реальности куда сложнее.

В целом мы постарались упростить для автора защиту своих прав. А потому повысится вероятность привлечения нарушителей к ответственности. Так, в проекте прямо написано, что несоблюдение требований закона является нарушением авторского права, тогда как сейчас правообладателю надо доказывать, что какие-либо действия не соответствуют закон. Это привело к тому, что многие не обращались за защитой авторских прав, понимая, как это сложно. Да и суд не всегда вставал на сторону авторов, требуя доказательств факта нарушения. Теперь же, согласно проекту, лицо, которое не соблюло требования закона, не обеспечило действий по использованию охраняемого произведения, заведомо является нарушителем и должно нести ответственность. Конечно, многое будет зависеть от правоприменения и понимания новых норм судами, правоохранительными органами, а также авторами и пользователями, в т.ч. СМИ.

Не исключено, что вся система авторского права в мире подвергнется изменениям. Новые технологии стирают грань между лицензионным и пиратским продуктом. Поэтому важно понимать, что творческий продукт — гарантия нашего завтрашнего развития. Ведь авторское вознаграждение стимулирует создателей произведений. Возможно, лицензионный продукт должен стать дешевле, а общество должно быть больше в нем заинтересовано.

Преодоление противоречий

Станислав СУДАРИКОВ, профессор кафедры менеджмента экономического факультета БГУ:

— В мире изначально наблюдается противопоставление интересов правообладателей и пользователей. При этом преимущества традиционно на стороне правообладателей, которые обладают силой, властью, средствами, чтобы формировать законодательство в своих интересах.

Со временем стало очевидно, что если не вводить ограничения имущественного права правообладателей в национальных законодательствах, то это приведет к резкому подавлению развития общества во всех отношениях: культурном, научном, образовательном. Поэтому после введения в действие Бернской конвенции в большинстве развитых стран появились статьи, которые допускают некоторые ограничения имущественного права. Они позволяют решить задачи, которые прямо в законодательстве не установлены.

Например, некоторое использование произведений допустимо, если оно не наносит ущерба правообладателям. Таким образом, проблемы, связанные с ограничениями к доступу произведений, могут быть решены. Но чтобы доказать ограниченное использование произведения, следует обладать высокой квалификацией.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by