$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Правительство пересчитает казну

27.01.2009

   Государственный бюджет на 2009 год будет существенно пересмотрен как по доходам, так и по расходам. Об этом заявил на встрече с журналистами начальник главного управления бюджетной политики Минфина Максим ЕРМОЛОВИЧ.

   Правительство намерено провести инвентаризацию всех государственных программ, которых, как сообщил М.Ермолович, сегодня насчитывается 61. По его словам, приоритетные направления — экспорт, продовольствие, жилье — будут сохранены. Напомним, что эксперты в последнее время предлагали в условиях кризиса сократить финансирование отдельных социальных программ, вроде льготного строительства жилья. Пока же предлагается отдельные госпрограммы «растянуть» по времени или «сделать некоторую паузу» в объемах госинвестиций, полагает М.Ермолович. А вот зарплату в бюджетной сфере государство в текущем году все же намерено увеличить.

   Никаких конкретных цифр и направлений сокращения финансирования из казны финансист не назвал, мотивируя тем, что правительство сейчас плотно работает над этим вопросом.

   Что касается кредита МВФ, то, по словам М.Ермоловича, использоваться на госпрограммы он не может, поскольку у нас запланирован бездефицитный бюджет. Понятно, что какие-то расходы в любом случае придется заметно урезать, хотя бы по той причине, что ожидается и существенное сокращение доходов. «Уже в ноябре- — декабре прошлого года мы ощутили снижение доходов, а доходы января-марта будут ниже, чем осенью 2008 г.», — предположил М.Ермолович. Он напомнил, что бюджет сверстан исходя из темпов роста экономики на нынешний год 10%. Такого сейчас не предполагают даже самые оптимистичные прогнозы ООН и тем более МВФ. «Мы большого оптимизма по поводу темпов роста белорусской экономики в 2009 г. не испытываем», — признал представитель Минфина. Да, уж лучше иметь толику пессимизма, чем необоснованный оптимизм.

   Понятно, что несмотря на все заверения оставить неизменными расходы на социальную сферу и госпрограммы, связанные с социальными приоритетами, сделать это будет крайне сложно. Часть доходов теряется из-за снижения цен на нефть, да и налоговых поступлений, которые формируют более 70% консолидированного бюджета, в условиях снижения платежеспособного спроса на отечественную продукцию также может быть меньше.

   Прошедшая девальвация, в свою очередь, повлияет на бюджетные расходы. «Есть же прямые затраты, связанные с международными обязательствами, обслуживанием государственного долга. И все эти обязательства будут неукоснительно выполняться», — разъяснил журналистам М.Ермолович.

   А необходимость бездефицитного бюджета, считает он, в условиях кризиса объясняется переходом к жесткой бюджетной политике, что характерно и для других стран. Однако хорошо известно, что в США бюджет всегда дефицитный, в России на этот год прогнозируется бюджетный дефицит в размере 5% от ВВП. Иное дело, что финансировать этот дефицит за счет выпуска государственных ценных бумаг в условиях кризиса очень сложно, особенно странам с низким кредитным рейтингом. А другие способы стимулируют инфляцию.

   Что касается особенностей в распределении республиканского и местного бюджетов на современном этапе (именно так была заявлена тема пресс-конференции), то, по словам М.Ермоловича, «революционных» изменений здесь не будет. «Менять эти соотношения было бы неправильно», — считает финансист. Он напомнил, что в 2008 г. в местные бюджеты распределялось уже 33% от одного из основных источников наполнения казны — НДС, тогда как ранее эта доля составляла только 30%.

   М.Ермолович также подчеркнул, что эволюция бюджетной политики будет в сторону усиления бюджетного контроля. В этой связи он напомнил, что с 1 января т.г. вступил в силу Бюджетный кодекс, который кодифицировал бюджетное законодательство и заменил более тысячи нормативных актов, которые его ранее регулировали. Также было заявлено, что сейчас ставится задача перейти к среднесрочному прогнозу бюджета. Впервые в прошлом году был составлен такой прогноз на 2009-2011 гг. Конечно, хорошо заглянуть в трехлетнее будущее. Но пока даже на текущий год приходится вносить очень значимые корректировки. Что уж говорить о более далекой перспективе…

Валерия ГЕРАСИМОВА