Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
13.06.2017 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правила внутреннего трудового распорядка

При приеме на работу наниматель должен ознакомить работника под роспись с документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок (ст. 54 ТК). Составить и утвердить правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) – обязанность нанимателя любой организации, независимо от формы собственности, численности сотрудников, вида деятельности.

Четко установленные правила помогают поддерживать трудовую и исполнительскую дисциплину, решать трудовые споры. За отсутствие ПВТР должностное лицо нанимател может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа (ч. 4 ст. 9.19 КоАП). Организация составляет и утверждает ПВТР на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утв. постановлением Минтруда от 5.04.2000 № 46 (далее – Типовые правила).

Процесс включает следующие этапы:

– разработка ПВТР;

– согласование с профсоюзом (при его наличии в организации);

– утверждение нанимателем; ознакомление работников под роспись;

– размещение в доступном для обозрения работниками месте. ПВТР должны состоять из нескольких разделов.

В разделе «Общие положения» указывается перечень локальных нормативных актов нанимателя (кроме ПВТР), которыми регулируется внутренний трудовой распорядок в организации (трудовые договоры, положения и др.). Если в организации есть профсоюз, ПВТР должны быть утверждены с его участием, в ином случае – нанимателем самостоятельно. В зависимости от целей деятельности организации наниматель вправе выделить приоритетные направления, для которых составляются и утверждаются ПВТР. Утвержденные правила обязательны для работников и нанимателей. ПВТР необходимо разместить в доступном для обозрения месте.

Раздел «Порядок приема и увольнения работников». Здесь предусматривается обязанность нанимателя потребовать у гражданина документы, предъявляемые при заключении трудового договора в соответствии со ст. 26 ТК. Нужно указать, что прием на работу без этих документов не допускается, и установить, что запрещено требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.

Необходимо закрепить право кандидата на вакансию представить нанимателю рекомендательное письмо и другие документы, характеризующие его как работника у предыдущего (предыдущих) нанимателя (нанимателей).

В этом же разделе наниматель может установить процедуру предварительного собеседования с кандидатами на трудоустройство в организацию, основания и порядок определения квалификации работников, критерии оценки производительности труда, порядок проведения вводного инструктажа по охране труда и технике безопасности.

Установление критериев высокой производительности труда и квалификации может пригодиться в случае определения преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

В этом же разделе надо прописать конкретные обязанности нанимателя при приеме на работу: ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда, разъяснить его права и обязанности, ознакомить под роспись с коллективным договором, соглашением, ПВТР и другими ЛНПА, регламентирующими внутренний трудовой распорядок, провести вводный инструктаж по охране труда.

В разделе отмечается, что заключение, изменение и прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением), постановлением нанимателя и объявляется работнику под роспись.

Раздел «Обязанности работника». Качество работы во многом зависит от организации процесса труда и трудовой дисциплины. Поэтому необходимо уделить особое внимание этому разделу и внести в него обязательства сотрудников в полном объеме. В Типовых правилах приведены обязанности работников, установленные ст. 53 ТК. При этом указывается, что работники несут установленную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Советуем предусмотреть в разделе конкретные обязанности каждого работника. В противном случае возникнут проблемы с привлечением к ответственности за несоблюдение исполнительской дисциплины, сложности с увольнением в связи с неисполнением трудовых обязанностей.

В зависимости от специфики деятельности организации наниматель вправе дополнительно установить следующие обязанности работника:

– качественно и своевременно выполнять поручения, распоряжения и указания непосредственного руководителя;

– выполнять установленные нанимателем нормы труда;

– проходить в установленном порядке предварительные и периодические медосмотры;

– повышать свой профессиональный уровень путем систематического изучения специальной литературы, журналов, иной информации по специальности и т.д.

Можно включить в раздел подраздел «работнику запрещено» и установить, например, запрет на:

– использование оборудования и материалов нанимателя в личных целях;

– использование рабочего времени в личных целях (в т.ч. использовать Интернет не в рабочих целях, играть в компьютерные игры и т.д.);

– курение вне специально оборудованных мест;

– вынос и передачу другим лицам служебной информации и др.

Раздел «Обязанности нанимателя». Согласно трудовому законодательству наниматель должен выполнять установленные обязанности перед работником. Типовые правила полностью дублируют ст. 55 ТК. Дополнительно можно установить следующие требования к нанимателю:

– заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным ТК;

– вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

– поощрять работников за добросовестный и эффективный труд;

– требовать от работников выполнения условий трудового договора и ПВТР;

– привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК;

– принимать локальные нормативные акты и др.

Раздел «Рабочее время и его использование». Если в организации установлена стандартная продолжительность рабочего времени, необходимо указать, что продолжительность рабочего времени в неделю составляет 40 часов, установить выходные дни, время начала и окончания рабочего дня, перерывов.

Например, можно прописать:

– для работников организации устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными – суббота и воскресенье;

– продолжительность ежедневной работы – 8 часов;

– время начала работы – 9.00, время окончания работы – 18.00;

– перерыв для отдыха и питания с 13.00 до 14.00.

Если при приеме на работу или в течение трудовых отношений работнику устанавливается иной режим рабочего времени и времени отдыха, то такие условия подлежат включению в трудовой договор в качестве обязательных.

В указанный раздел ПВТР целесообразно включить категории работников, для которых устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени.

Если длительность производственного процесса (работы) превышает установленную продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема производства (работ, услуг) может вводиться сменная работа. Продолжительность смены не может превышать 12 часов. Работники чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен подряд запрещается. В таком случае график работ (сменности) утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом. Установленный режим рабочего времени доводится до ведома работников не позднее 1 месяца до введения его в действие.

В разделе также можно прописать режим работы совместителей, для которых продолжительность рабочего времени не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени.

Наниматель вправе в установленном законодательством порядке вводить суммированный учет рабочего времени, разделение рабочего дня на части, сменную работу и иные режимы рабочего времени.

В разделе, посвященном учету и использованию рабочего времени, требуется установить порядок учета явки работников на работу и ухода с работы, а также местонахождения работника в рабочее время вне места работы по заданию нанимателя. Необходимо определить должностное лицо, ответственное за учет рабочего времени работников, в т.ч. сверхурочных работ, и порядок учета рабочего времени (электронная пропускная система, журналы учета прихода и ухода, контроль рабочего времени в устной форме и т.д.).

Раздел «Поощрения за успехи в работе». Здесь предусматриваются способы стимулирования труда работников путем признания трудовых заслуг и поощрения с помощью предусмотренных ПВТР и трудовым законодательством мер. Наиболее распространенные виды поощрения:

– объявление благодарности;

– премирование;

– награждение ценным подарком;

– награждение почетной грамотой;

– предоставление оплачиваемого выходного дня.

Согласно п. 45 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40, сведения о награждениях и поощрениях за успехи в работе заносятся в трудовую книжку работника в раздел «Сведения о награждениях и поощрениях». Записи о выплате премий и (или) вознаграждений, предусмотренных ЛНПА, в трудовые книжки не вносятся.

Раздел «Ответственность за нарушения трудовой дисциплины». В него в Типовых правилах включена практически без изменений глава 14 ТК «Дисциплинарная ответственность работников». Наниматель не вправе устанавливать свой порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности. Допускается переименовать указанный раздел ПВТР и добавить в него положения о материальной ответственности работников, ответственности за нарушения исполнительской дисциплины.

Наниматель вправе включить в ПВТР другие разделы, например, «О командировании сотрудников», «О предоставлении отпусков». При разрешении вопросов, не урегулированных ПВТР организации, работник и наниматель руководствуются действующим трудовым законодателяьством.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by