$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПРАВИЛА ТРЕБУЮТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ©

27.01.2012

Первые месяцы действия Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, в редакции постановления от 30.06.2011 № 875* (далее — Правила), принесли строительным организациям немало огорчений — в дополнение к неприятностям, спровоцированным ценовыми тенденциями в отрасли. О том, какие изменения нужны для стабилизации работы строителей, рассказывает директор ОАО «83 УНР» Владимир КУНИК.

Например, п. 57 обновленных Правил предусмотрено, что по объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, размер текущего аванса не должен превышать 50% стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце (за вычетом суммы целевого аванса, предполагаемого к освоению в этом месяце). При невыполнении графика производства работ по вине подрядчика сумма отработанного аванса определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ на установленный договором процент авансирования.

На практике при исполнении данных требований возникают обстоятельства, никак не учитываемые действующим законодательством. Остановимся на нескольких.

Во-первых, до мая 2011 г. стоимость стройматериалов в составе выполненных работ в текущих ценах составляла от 30 до 50% (в зависимости от вида работ). Поэтому перечисляемые заказчиком авансы до 50% от планируемой в последующем месяце стоимости строительно-монтажных работ (СМР), как правило, обеспечивали 100-процентную оплату необходимых материалов и ритмичное производство работ. Однако в мае–декабре 2011 г. стоимость стройматериалов и изделий возросла в 2–3,5 раза. Одновременно Минстройархитектуры стремилось сдерживать рост индексов изменения стоимости СМР по элементам затрат (зарплата, эксплуатация машин и механизмов, транспортные расходы, накладные расходы плановые накопления и т.д.). В результате с июня 2011 г. доля материалов в составе выполненных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ постоянно росла и в конце 2011 г. достигла 60–80%.

Но т.к. авансирование производится в размере до 50% от стоимости этих работ, то получается, что перечисленных авансов подрядчику теперь недостаточно даже для приобретения материалов, необходимых для производства работ в последующем месяце, а недостаток материалов приводит к невыполнению графика производства работ и, соответственно, начислению на подрядчика индексации за якобы неотработанный аванс. Начисление в этой ситуации индексации приводит к необоснованным убыткам подрядчика, а при постоянном начислении индексации — к разорению строительной организации.

Во-вторых, в Правилах нет конкретной крайней даты (например, 20-е число месяца, предыдущего планируемому) для перечисления текущего аванса. В результате на практике текущие авансы (особенно при финансировании работ из городского бюджета) перечисляются зачастую в последние дни месяца (после поступления налогов от предприятий и частных лиц). А ведь подрядчику тоже необходимо время на оплату, доставку и подготовку строительных материалов, приобретаемых за счет таких поздних текущих авансов. Кроме того, в связи с нехваткой денежных средств имеют место случаи перечисления текущих авансов в текущем месяце на текущий месяц, а также их последующая индексация органами казначейства при невыполнении графика производства работ.

В-третьих, начисление индексации при неотработке текущего аванса должно производиться, по нашему глубокому убеждению, только при наличии вины подрядчика. Однако сегодня в этом не заинтересованы ни заказчики, ни тем более органы казначейства, которым выгодна индексация «неотработанного» аванса и пополнение таким образом бюджета. Между тем требование установления вины подрядчика — абсолютно справедливо в данной ситуации, потому что оно в определенной степени защищает его интересы.

Реалии таковы, что процесс строительства зачастую тормозится, например, из-за неритмичного поступления на объект строительных материалов. Получить их в течение 10–20 дней после предоплаты предприятиям-производителям довольно проблематично — особенно это касается наших монополистов. Срок отгрузки того или иного вида стройматериалов порой растягивается на месяц, а то и больше, в результате чего от заказчика можно «заработать» индексацию за наличие неотработанного аванса.

На основании вышеизложенного, а также учитывая многие другие особенности нынешней ситуации в сфере строительства, считаем необходимым внести ряд изменений и дополнений в утвержденную постановлением № 875 редакцию Правил.

В частности, п. 56 Праил предлагаем дополнить следующей нормой:

«При этом текущий аванс, перечисленный подрядчику после 22-го числа месяца, предшествующего планируемому, не подлежит индексации, если он не отработан подрядчиком. Индексация такого аванса в случае его неотработки подрядчиком может производиться только спустя еще один месяц после планируемого.

Текущий аванс, перечисленный в том же месяце, на который предусмотрена его отработка, в случае невыполнения графика производства работ в планируемом месяце, не индексируется».

Пункт 57 Правил следовало бы, на наш взгляд, изложить следующим образом.

«По объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, размер текущего аванса не должен превышать 70% стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце (за вычетом суммы целевого аванса, предполагаемого к освоению в этом месяце). Текущий аванс считается полностью отработанным, если стоимость материалов, изделий и конструкций, вошедшая в расчет стоимости выполненных работ в текущих ценах за планируемый месяц, больше или равна размеру текущего аванса, перечисленного в предыдущем месяце. В случае, если стоимость материалов в акте выполненных работ в текущих ценах меньше суммы перечисленного текущего аванса в предшествующем месяце, разница в стоимости считается неотработанным авансом и признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком. Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного аванса, в размере ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи–приемки работ, выполненных в периоде, принятом за расчетный, на который выдавался аванс. Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных работ допускается.

В случае непризнания подрядчиком своей вины в начислении суммы процентов за пользование чужими денежными средствами заказчик обязан доказать вину подрядчика в невыполнении графика производства работ в судебном порядке».

Возможно, наши предложения нуждаются в какой-то корректировке с точки зрения нормотворчества. Но их экономическая суть крайне важна для белорусских строителей, поскольку позволит обеспечить справедливые и сбалансированные отношения между подрядчиком, заказчиком и органами казначейства.