Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
18.07.2017 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правила следствия для бизнеса

О вероятности столкнуться с правоохранительными органами в ходе своей деятельности бизнесменам крупной и сред­ней руки рассказывать не надо. Они это знают получше других. Тот, кто прибегает хотя бы иногда к незаконным или серым схемам, может быть уве­рен: рано или поздно дело заведется. Но, как показывает практика, для большинства пред­принимателей момент такой встречи чаще всего становится неприятной неожиданностью. А потому луч­ше подготовиться заранее и усвоить ряд правил, которые помогут пережить трудный период деловой карьеры.

Знания и сила

1. Любой своевременно не уничтоженный носитель информации – это потенциальное доказательство в обвинении. Нет смысла хранить длительное время то, что может быть использовано против вас. Как только переписка, документ, запись стали ненужными, их следует уничтожить.

2. Конспирация не всем помогла, но уж точно немногим помешала. Даже если вы мните себя мастером конспирации, не стоит переоценивать своих способностей. В иных органах тоже не лаптем щи хлебают и в конспирациях, возможно, получше разбираются.

3. Любой строитель со стажем объяснит, что всякая крыша имеет свойство со временем протекать. Поэтому расслабляться не стоит даже тем, кто уверен, что у него есть крыша над головой. Примеров тому в последнее время предостаточно.

Кто рулит, тот и отвечает

4. Ключевой работник сегодня – ключевой свидетель обвинения завтра. Это нужно понимать, доверяя секреты фир­мы наемным работникам. Нужно учитывать и их психофизиологические особенности. Не все могут «стойка пратрымацца на дапросе, пакуль вораг-жандар дакурыць сваю папiроску».

5. Чем ближе собственник бизнеса к фактическому управлению компанией и чем больше людей это могут подтвердить, тем вероятнее у него шансы получить претензии за деятельность этих структур. Делегирование полномочий – это не только риск упустить бразды правления, но и возможность не попасть под обвинение. Помимо директорского кресла, есть масса возможностей управлять оперативной деятельностью пред­приятия с гораздо меньшим риском столкнуться с персональными претензиями правоохранительных органов.

Запас беды не чинит

6. Если вы в зоне риска – заранее позаботьтесь о доверенности на близкого человека по частным делам и на доверенного сотрудника по делам фирмы. Лицам, на которых выданы доверенности, можно до поры до времени об этом и не говорить, если сами доверенности хранятся в надежном месте.

7. Все имущество, оформленное на близких или подставных лиц, может быть арестовано в ходе следствия. Поэтому задумайтесь, стоит ли вкладывать сотни тысяч в то, чего можно легко лишиться. Можно ведь найти и другие, менее уязвимые объекты для инвестиций.

8. На фирме, вовлеченной в сомнительные и высокорисковые схемы, долж­но быть минимум ценных активов. Их следует держать в компаниях с хорошей историей, приличной репутацией и с минимальными рисками блокировки операционной деятельности.

9. Всегда должна быть «подушка безопасности». Деньги понадобятся как на адвоката, так и семье, если вам, возможно, придется какое-то время отсутствовать. Но учтите: деньгами, найденными в офисе, в вашей квартире и у близких во время обысков или арестованными на счетах в банках, воспользоваться не получится.

Слово – не воробей

10. Вы имеете право не давать каких-либо объяснений, показаний и вообще не говорить без присутствия своего адвоката. Договор с ним лучше всего иметь заранее, чтобы сразу сообщить, что у вас есть личный адвокат и дежурный не нужен.

11. Разговор в кабинете оперативных сотрудников или следователя «не под протокол» – еще не гарантия того, что разговор не записывается.

12. Не стоит сразу признаваться во всем только из-за временного ограничения свободы. Возможно, ваши соб­ственные показания окажутся един­ственным основанием, которое даст повод продлить задержание или ускорить предъявление обвинения. Но и рассказывать удивительные истории вопреки тяжести и очевидности предъявленных улик тоже не стоит. Первыми не «колитесь», но и за идиотов правоохранителей не держите. Если ваши козыри биты – нет никакого смысла стоять на своем.

13. Первые 72 часа задержания – самые критичные – не стоит впадать в панику. Вас никто не забыл и не бросил. Вы скоро освоитесь, адвокат, нанятый род­ными, с вами свяжется при первой же возможности. Не паникуйте и не делайте глупостей, выжидайте, капитулировать вы всегда успеете.

14. Первое слово дороже второго. Ибо второму слову вас научил адвокат и вообще ко второму слову «следует относиться критически, как к избранному способу уйти от ответственности и выгородить своих подельников исходя из ложного чувства товарищества».

Один в деле не воин

15. Оперативник и следователь – должностные лица, наделенные государством властью делать все, чтобы плохие парни сидели в тюрьме. А бизнесмен, попавший на допрос, для них – однозначно плохой парень. И если вас там пугают, это еще не значит, что все так страшно на самом деле. Изоляция, стресс и неизвестность – лучшие друзья следствия. «Да Вася тебя уже давно слил, а ты все геройствуешь, слей тоже Васю» – это хорошо. Но однозначно убедиться, действительно ли «слили» вас коллеги и партнеры, можно лишь на очной ставке или знакомясь с делом после предъявления обвинения.

16. Одному сидеть обидно, но группой лиц не только веселее, но часто и дольше, а организованной группой – еще дольше. Об этом нужно знать, прежде чем выбрать, брать вину на себя или сдавать партнера, директора и прочих коллег.

17. Привлечь следователя за то, что обещал помочь смягчить вашу участь на следствии в обмен на нужные показания, но не помог, еще сложнее, чем заставить вас жениться на вашей практикантке, которой вы тоже что-то обещали в обмен на то, что от нее получили. Он, может, и хотел бы, но есть обстоятельства, неподвластные желаниям.

Инспектор гаджет

18. Неосторожные разговоры по телефону по многим категориям дел – одно из основных доказательств. Закодированные слова – это тоже не панацея. Вас ведь слушают не идиоты и знают много таких хитрецов.

19. Впоследствии телефонные разговоры могут оказаться основанием для признания имущества нажитым пре­ступным путем и его конфискации. Прокурор может «вцепиться» в одну фразу из материалов прослушки и потребовать конфисковать квартиру, оформленную, например, на вашу дочь, на том основании, что жилье нажито за счет ваших денег, полученных преступных путем. Кстати, если быть объективными, то, скорее всего, так оно и есть. А потому не стоит обсуждать такие темы по телефону даже в моменты, когда вы уверены в своей безопасности.

Улика в столе

20. Печати подконтрольных структур прямо в офисе в ящике стола экономят вам время сейчас, чтобы потом его было вдоволь на поклейку коробочек или работу за станком в компании таких же скромно и без вкуса, однообразно одетых мужчин. Так что держите подобные улики подальше от места основной работы.

Здоровье дороже

21. Если есть проблемы со здоровьем, особенно хронические болезни, позаботьтесь о соответствующих записях в медицинской карточке. Камни в почках – только тогда что-то весят, когда они подкреплены справкой с печатью. Чем тщательнее записи, тем проще передать лекарства, получить надлежащие по закону послабления содержания и диету.

Кто приходит первым

22. Явка с повинной – это когда вы шли-шли и вдруг решили, что неплохо бы сознаться в уклонении от налогов, для чего и решили зайти на досуге в профильное заведение, где вас внимательно выслушали. А бумажка, написанная после задержания под заботливую дик­товку оперативного сотрудника у него в кабинете, – это такая же явка с повинной, как вы космонавт.

Мелькнула финка

23. Работа с классической лжеструктурой – «финкой» – рубль выгоды сейчас и три рубля расходов потом. К сожалению, правдивость этой фразы часто оценивают лишь по окончании уголовного дела.

24. Если вы только решаете, связываться ли с хитроумными схемами, еще раз подумайте, стоит ли ожидаемая выгода возможных последствий? Думаете, авось «пронесет»? Но это слово имеет несколько значений. Иногда действительно может «пронести» – так, что запомнится надолго. Но каждый сам выбирает свой путь и средства передвижения.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений