$

2.4154 руб.

2.8032 руб.

Р (100)

3.4731 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Мнения

Правила найма и мотивации от Эрика Шмидта: цена ошибки и зачем нужен юмор

16.06.2021
Правила найма и мотивации от Эрика Шмидта: цена ошибки и зачем нужен юмор
Фото: James Martin/CNET

Что помогает компании не только выживать, но и достигать больших высот, как правильно подбирать коллектив и что важно в управлении – в цитатах и высказываниях экс-СЕО Google Эрика Шмидта.

Эрик Шмидт руководил Google в общей сложности 16 лет (занимал пост СЕО с 2001 по 2011 год, а президента – с 2011 по 2017 год), а всего в компании он проработал почти 20 лет, начиная буквально с ее истоков. Туда его пригласили Сергей Брин и Ларри Пейдж, основавшие корпорацию в 1998 г. Работа со Шмидтом оказалась эффективной – с ним Google запустил YouTube, Android, Chrome и другие успешные проекты. Под его руководством компания стремительно двигалась вперед, ежегодно показывая миллиардную продуктивность. В мае 2020 г. Шмидт покинул свое детище, заняв должность технического консультанта Alphabet (американского технологического холдинга, включающего в себя Google и другие компании, ранее принадлежащие Google). Причины ухода не раскрываются, но экс-СЕО явно не отчаивается. Его принципы жизни, как и управления компанией, построены на оптимизме. А кроме того, он входит в золотую сотню миллиардеров Forbes (в его портфеле – 4,1 млн акций Alphabet стоимостью свыше 5 млрд USD). А всего его состояние, по оценке Bloomberg, в 2021 г. насчитывает свыше 23 млрд USD.

В своей книге «Как работает Google», написанной вместе с вице-президентом Google Джонатаном Розенбергом, он рассказывает, как выстраивал эффективное управление в корпорации. Методы необычные и основаны они, в первую очередь, на поиске нестандартных сотрудников и работе с ними.

 

Юмор и любопытство

Только юмор может спасти команду от излишней бюрократии и дать сотрудникам ту энергию, которая способна двигать компанию вперед, считает Эрик Шмидт. Поэтому в Google стали проводить регулярные веселые пятницы – Thank God, It’s Friday. На «пятничных планерках» новости компании подавались в шутливом стиле и можно было задавать руководству любые вопросы. Это помогало расслабиться коллективу и снять напряжение лучше любых корпоративов.

Шмидт во время своего управления Google культивировал в сотрудниках любопытство, настойчивость, любовь к знаниям. По его мнению, сочетание этих качеств – главный мотиватор движения, залог успеха сотрудников в экономике знаний. Кроме того, Шмидт считал, что идеям нельзя отказывать: «Нет – это маленькая смерть для умного креативщика».

Сотрудникам разрешалось один день в неделю заниматься своим направлением, развивать ту идею, в которую они верят. Благодаря этому родились проекты Gmail, Google Maps, Новости Google и др.

 

Хороший коллектив

Эрик Шмидт считал, что только «правильный» коллектив способен вести компанию вперед: «Для того, чтобы выстроить грамотный подбор персонала, потребуется много времени и сил. Но это самое лучшее вложение, которое вы можете сделать».

Его правило: не нанимать соискателей, которым просто нужна работа. На собеседовании он часто задавал вопрос: «Не мог бы ты научить меня чему-то сложному, чего я не знаю?». В будущем сотруднике он искал зачатки лидерства: «Лидерство требует внутренней страсти. Если у вас ее нет – выметайтесь немедленно».

Кроме любопытства и лидерства будущий сотрудник эффективной компании должен обладать хорошей коммуникабельностью, открытостью, широким кругозором, нравственностью. На меньшее – не соглашайтесь, советует Эрик Шмидт.

Ошибкой станет и работа только с теми людьми, которые нравятся. Это вызовет однородность, а однородность порождает неудачи, предупреждает Шмидт. Только разнообразие, в т.ч. и точек зрения, двигает вперед. Он признается, что, как правило, самые странные и неуживчивые его сотрудники – наиболее талантливые. При этом он предупреждает о том, что нельзя делать из какого-либо наиболее ценного сотрудника кумира: «Никто не должен и не может быть незаменимым».

Шмидт опровергает устоявшиеся мнения руководителей о сотрудниках, например, о том, что только более свободные и молодые имеют лучший потенциал: «Если вы хотите, чтобы что-то было сделано, поручите это занятому человеку».

После того, как сотрудник взят на работу, нужно в нем не сомневаться и позволить найти лучшее решение. Для этого работодателю надо самому быть достаточно уверенным в себе: «Позвольте им лететь самостоятельно. Инвестируйте только тогда, когда увидите подъем с их стороны».

Он предупреждает о недопустимости частых увольнений, советует остерегаться тех, кто наслаждается постоянным разбором полетов: «Увольнения порождают атмосферу страха, что неизбежно ведет к провалу».

 

Цель – продукт мечты

Говоря о работе компании, Шмидт сетует, что основной тормоз – это забюрократизированность, с которой нужно все время бороться: «Как раз в тот момент, когда бизнес должен постоянно ускоряться, его структура работает против него».

В этом плане проще небольшим командам – они более производительны по сравнению с крупными, поскольку тратят меньше времени на политикантство и обеспокоенность, кому достанутся лавры.

Шмидт говорит, что руководителю бизнеса нужны следующие качества:

– принятие факта, что изменения в его индустрии движутся с огромной скоростью;

– смелость стать частью этих изменений;

– поиск и привлечение лучших умных креативщиков для создания продукта.

При этом он отмечает, что правильное движение бизнеса – не попытка сфокусироваться на конкуренте. Ведь тогда это будет движением назад. Потребитель нуждается не в том продукте, который он желает сейчас, а в том, который он хочет, но еще об этом не догадывается.

Автор публикации: Алена ЛАНДЫРЬ


***
Менеджмент: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное