Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Резонанс
26.04.2016 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Правила маркировки продукции легкой промышленности

Госстандарт письмом от 19.04.2016 № 02-12/373 разъяснил изготовителям, импортерам, продавцам (поставщикам) вопросы маркировки продукции легкой промышленности.

Если вы изготавливаете, ввозите или реализуете в Республике Беларусь продукцию, в том числе продукцию легкой промышленности, то вы являетесь субъектами технического нормирования и стандартизации, должны соблюдать действующее в РБ законодательство в данной сфере, а также требования технических регламентов Таможенного союза.

Учитывая, что в последнее время значительно увеличилось количество вопросов по доведению до потребителей информации о товаре и маркировке продукции легкой промышленности, следует иметь в виду, что обязательные требования в данной области установлены техническими регламентами Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (статья 9), ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" (ст. 9) и Законом от 9.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей" (ст. 7 "Информация о товарах (работах, услугах)", далее – Закон № 90-З).

Ознакомиться с текстами ТР ТС 007/2011, ТР ТС 017/2011 можно в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org), с текстом Закона № 90-З – на сайте Министерства торговли.

В большинстве случаев требования указанных техрегламентов и Закона № 90-З по доведению информации до потребителей в части реквизитов маркировки корреспондируются. К обязательной информации относятся, например, наименование продукции, сведения об основных потребительских свойствах (для продукции легкой промышленности – состав сырья, символы по уходу и др.), дата изготовления.

В то же время Законом № 90-З уточняются и дополняются отдельные реквизиты маркировки, а именно до потребителей в обязательном порядке должна быть дополнительно к ТР ТС доведена следующая информация:

– наименование (фирменное наименование), местонахождение изготовителя и, при наличии, импортера.

Для сведения: согласно разъяснению Минторга под импортером (поставщиком) в Законе № 90-З понимается организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на территории РБ деятельность по реализации приобретенного товара другим организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам для использования его в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, в том числе организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность по ввозу товара на территорию РБ для его последующей реализации на территории РБ;

– обозначение технического нормативного правового акта в области технического нормирования и стандартизации (СТБ, ГОСТ, ТУ) (далее – ТНПА), устанавливающего требования к качеству товара, выпускаемого по такому ТНПА;

– количество или комплектность товара;

– штриховой идентификационный код в том случае, если это предусматривается законодательством (в частности, постановлением Совмина от 24.05.2000 N 748 "О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь").

Чтобы правильно указывать те или иные реквизиты маркировки должны помочь государственные стандарты (СТБ, ГОСТ), которые согласно Закону "О техническом нормировании и стандартизации" в общем случае применяются на добровольной основе, но реализуют положения Закона № 90-З в части предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о предлагаемом товаре.

Например, в соответствии со ст. 9 ТР ТС 017/2011 в маркировке продукции легкой промышленности должны быть указаны размеры изделия. Если в маркировке платья указан набор цифр "158-96-104", то это мало что говорит потребителю. Согласно международным требованиям, реализуемым в государственном стандарте ГОСТ ИСО 3737-2004 "Обозначение размеров одежды. Одежда верхняя для женщин и девочек", для обозначения размера одежды используют пиктограмму или, если это нецелесообразно, должны быть приведены числовые значения контрольных величин вместе с наименованиями, т.е. "рост 158, обхват груди 96, обхват бедер 104".

По вопросу приведения символов по уходу рекомендуется обратиться к государственному стандарту СТБ ISO 3758-2011 "Изделия текстильные. Маркировка символами по уходу", в котором также учтены международные требования. Приведенные в стандарте символы уже давно привычны и понятны потребителю. Следует обратить внимание, что стандарт предлагает символы располагать в определенном порядке: стирка, отбеливание, сушка, глажение и профессиональный уход за текстильным изделием, т.е. в том порядке, в каком осуществляется уход за изделием.

Рекомендуется при решении вопросов по маркировке воспользоваться и другими госстандартами, устанавливающими термины и определения, используемые в отраслях легкой промышленности (если речь идет о наименовании продукции), положения об указании состава сырья текстильной продукции или видов материалов, используемых для изготовления обуви и др.

И еще один вопрос, который касается маркировки продукции: каким образом ее наносить. Согласно ТР ТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.

Закон № 90-З также не устанавливает требований к способам доведения информации для потребителей. Важен сам факт, что маркировка продукции является достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Но чтобы облегчить потребителям выбор изделия, необходимо ознакомиться с основной информацией о данном изделии (наименование, изготовитель и др.). В этом случае целесообразно изучить стандарты, которые уже давно сформировали привычные для потребителей способы маркировки.

Например, согласно ГОСТ 10581-91 "Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" для маркировки изделий используются товарный ярлык, лента с изображением товарного знака и контрольная лента.

Тексты ряда стандартов размещены на www.tnpa.by.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений