$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Правила исключений

27.06.2008

В «ЭГ» № 48 за 20 июня т.г. мы рассматривали вопрос об общих правилах тарификации работников (см. схему на с. 23 и с. 27-32 Информбанка). Говорят, что любое уважающее себя правило должно быть подтверждено каким-нибудь исключением. Описанный нами порядок тарификации, к сожалению, не является исключением из данного правила.

Максим ЗНАК, директор ООО «ЮрЗнак»

Давайте оценим структуру Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 20.09.2002 № 123 (далее — Инструкция). Этот документ состоит из сравнительно небольшой инструкции (39 пунктов) и 10 объемных приложений, из которых только первое (Распределение работников по тарифным разрядам ЕТС) и пятое (Распределение организаций по группам ставок руководителей и специалистов) относятся к работникам всех организаций. Во всех остальных приложениях содержатся «исключения»: особые правила определения разрядов отдельных работников — непосредственно или опосредованно, через уровни управления (см. приложения 4, 6-10); кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда для тех рабочих, которые не тарифицируются по разрядам (прил. 3). Отдельно можно выделить специальные поправочные коэффициенты для некоторых работников (прил. 2).

Мы проанализировали количество знаков в «общих нормах» Инструкции и в «исключениях». Оказалось, что «правила» занимают лишь около 20% от общего объема нормативного акта. Удержать в памяти все исключения просто невозможно, ведь это не один десяток страниц печатного текста.

Некоторые категории работников тарифицируются только на основании данных, содержащихся в приложениях к Инструкции. Например, техническим исполнителям, а также руководителям подразделений административно-хозяйственного обслуживания разряды присваиваются на основании приложения 4. По другим категориям работников необходимо каждый раз проверять наличие наименования должности/ профессии в соответствующих приложениях и руководствоваться общими правилами тарификации только в том случае, если для соответствующего наименования не предусмотрено исключений.

Нередко встречается неправильная тарификация по должностям «администратор», «секретарь-референт», «заведующий складом», «заведующий товарной секцией», «заведующий объектом розничной торговли», «водитель», «грузчик». Все эти должности/профессии названы в приложениях к Инструкции, и соответствующий тарифный разряд либо коэффициент должен определяться исключительно на основании этих приложений.

Не всегда правоприменителям удается верно определить категорию работника и обратиться к правильному приложению к Инструкции, что еще больше усложняет процедуру поиска. Кроме того, в приложениях наименования должностей/профессий зачастую сгруппированы не в алфавитном порядке, а в порядке возрастания разрядов либо с учетом сферы деятельности. В результате быстро проверить наличие наименования определенной должности/профессии практически невозможно.

Вместе с тем все исключения из общих правил можно сгруппировать в зависимости от наименования профессии/должности. Мы попытались это сделать в Справочнике исключений, который призван помочь в работе со штатным расписанием. Электронная версия этого справочника доступна читателям «ЭГ» в бесплатном режиме по адресу www.jurznak.com/ru/ets. Пользователь может провести поиск по любому фрагменту наименования (от трех букв) предполагаемой должности. В качестве результата выдаются все найденные исключения (если они имеются по заданному фрагменту текста) с указанием тарифного разряда (общего либо определяемого на основании группы ставок), кратного размера тарифной ставки 1-го разряда и комментария, в котором указано приложение к Инструкции, содержащее выведенное исключение.

Надеемся, данный инструмент облегчит для вас процедуру тарификации.

В заключение хотелось бы вспомнить афоризм: «правила создаются для других, а для себя заводятся исключения». К примеру, для работников бюджетной сферы предусмотрены особые правила тарификации, совсем не похожие на правила, изложенные в Инструкции. Однако, как видим, и сама Инструкция не позволяет провести тарификацию просто и понятно. Очевидно, не получается разделить все работающее население по разрядам таким образом, чтобы никто не ушел обиженным. Общие правила тарификации неизбежно могут дать сбой на отдельных работниках, для которых приходится делать соответствующие изъятия. Но чем больше исключений предусмотрено в системе, тем меньше остается стабильности. Исключения живут по своим правилам. А если вовремя не остановиться, то правила могут со временем стать исключениями.