$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

ПРАВИЛА ЭКОНОМИИ РЕСУРСОВ©

06.03.2015

 

Закон от 8.01.2015 № 239-З «Об энергосбережении» (далее — Закон № 239-З) направлен на создание эффективной законодательной основы для дальнейшего снижения энергоемкости национальной экономики и увеличения ее конкурентоспособности, прокомментировали в Департаменте по энергоэффективности Госстандарта.

Закон № 239-З с 12 июля заменит действующий Закон от 15.07.1998 № 190-З «Об энергосбережении» (далее — Закон № 190-З), который по ряду вопросов вступил в противоречие с более поздними нормативными правовыми актами в данной сфере.

В новом акте несколько расширен перечень основных терминов, используемых в сфере энергосбережения. В частности, даны определения экономии ТЭР, текущих и прогрессивных норм их расхода, энергетического менеджмента. Уточнены формулировки эффективного и рационального использования ТЭР, вторичных энергоресурсов, некоторых других понятий. В то же время в обновленном перечне так и не появился термин «условное топливо», входящий в число базовых в сфере энергосбережения, о чем свидетельствуют аналогичные законы некоторых других стран.

Статью о субъектах отношений в сфере энергосбережения дополнили объектами. Ими являются ТЭР, производящее и потребляющее их оборудование, технологические процессы, капитальные строения (здания, сооружения). При этом расширено понятие субъектов — помимо юридических и физических лиц к ним отнесли индивидуальных предпринимателей, Республику Беларусь, ее административно-территориальные единицы, иностранные государства, зарубежные и международные юридические лица и организации.

В Законе № 239-З в соответствии с существующими реалиями преобразована модель государственного управления сферой энергосбережения, в т.ч. его перевод с правительственного на президентский уровень. Совмину же предписано утверждать республиканскую программу энергосбережения, устанавливать его целевые показатели, показатели по использованию местных ТЭР и вторичных энергоресурсов, порядок их доведения.

Отметим, на 2015 г. целевые показатели по энергосбережению для республиканских и региональных органов госуправления утверждены постановлением Совмина от 24.12.2014 № 1238. Максимальные задания по данному параметру (–7%) установлены для Минпрома, Минсельхозпрода, Белнефтехима, Белгоспищепрома, Беллесбумпрома, Витебского и Минского облисполкомов. Их выполнение будет отслеживаться поквартально. В соответствии с документом целевой показатель рассчитывается как выраженное в % отношение экономии ТЭР за отчетный период текущего года к обобщенным энергозатратам соответствующего периода 2014 г.

Новым Законом регламентированы функции уполномоченного республиканского органа госуправления в сфере энергосбережения, которым в настоящее время является Департамент по энергоэффективности Госстандарта. В их числе согласование и контроль реализации отраслевых и региональных программ энергосбережения, проведение государственной экспертизы энергетической эффективности, разработка и реализация мер по стимулированию энергосбережения, разработка единых методических и организационных принципов нормирования расхода ТЭР.

Авторы Закона № 239-З уделили вопросу нормирования существенное внимание в связи с его экономической значимостью. В частности, определено, что нормы расхода ТЭР устанавливаются для юридических лиц, у которых годовое потребление энергоресурсов 100 т у.т. и более и (или) они имеют источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и выше. Отметим, что данное требование распространяется на организации всех форм собственности. При этом текущие нормы расхода ТЭР устанавливаются на период до 1 календарного года, прогрессивные — на 1–5 лет для юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 1,5 тыс. т у.т. и более.

Отдельная глава в новом Законе посвящена теме энергетического обследования (энергоаудиту), одной из задач которого является оценка эффективности использования ТЭР и определение реального потенциала энергосбережения. Определено, что требование обязательного энергоаудита распространяется на организации с годовым потреблением энергоресурсов 1,5 тыс. т у. т. и более. Он должен проводиться не реже одного раза в 5 лет согласно графикам, ежегодно утверждаемым соответствующими органами госуправления. Юридическим лицам, у которых с момента окончания модернизации основного технологического оборудования, обновления технологий, создания высокотехнологичных производств прошло не более 3 лет, предоставлено право проведения обязательного энергоаудита в виде экспресс-энергоаудита. Правда, в чем его особенности, Законом не определено. В организациях с годовым потреблением ТЭР менее 1,5 тыс. т у.т. и ИП энергоаудит может проводиться в добровольном порядке.

Регламентированы требования к организациям, оказывающим услуги по энергетическому обследованию, а также к содержанию договора на оказание этих услуг. Такой договор в обязательном порядке должен включать, в частности, условие об ответственности, которая может возникнуть в результате причинения юридическим лицом, оказывающим услугу по энергоаудиту, вреда обследуемому лицу вследствие недостоверных результатов энергетического обследования. Таким же обязательным требованием к договору должно быть условие об освобождении от ответственности юридического лица, оказывающего услугу по энергоаудиту, в случае предоставления обследуемым лицом недостоверных данных, повлекших искажение результатов энергетического обследования. Предполагается, что эти нормы минимизируют неэффективные расходы в данной сфере. Ведь энергосберегающие мероприятия, разработанные по результатам энергоаудита, включаются в программы энергосбережения как обследуемых юридических лиц, так и отраслей, регионов.

Определены виды стимулирования эффективного и рационального использования энергоресурсов. В их числе финансирование программ в сфере энергосбережения за счет средств республиканского и местных бюджетов, господдержка производителей и потребителей ТЭР, в т.ч. посредством предоставления из республиканского бюджета финансовой помощи, возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, предоставление налоговых, таможенных (с учетом международных обязательств Беларуси) и иных льгот в отношении ввозимых на территорию нашей страны технологического оборудования и запасных частей к нему при осуществлении инвестиционных проектов в сфере энергосбережения.

Регламентированы формы международного сотрудничества Беларуси в данной области. В частности, предусматривается участие в реализации международных проектов в сфере энергосбережения, выставках, симпозиумах, конференциях, взаимовыгодный обмен с иностранными и международными организациями информацией об энергосберегающих технологиях и инновациях, привлечение иностранных инвестиций.

Вместе с тем Закон № 239-З отчетливо ориентирован на национальный опыт в сфере энергосбережения. В нем, например, не оказалось нормы, содержащейся в Законе № 190-З, требующей приведения в нашей стране показателей энергоэффективности, предусмотренных национальными техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, в соответствие с требованиями международных стандартов. Обращает на себя внимание и существенное отличие его концепции от законодательства наших партнеров по ЕАЭС. В законах РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Казахстана от 13.01.2012 № 541-IV «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» больше, чем в белорусском аналоге, практического смысла в установлении конкретных требований к объектам энергосбережения.

Иван МИХАЛЕВИЧ