$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Контроль

Правила для всех

12.09.2008

2 сентября 2008 г. в Комитете госконтроля состоялось заседание Совета по координации контрольной деятельности, которое провел председатель Совета, руководитель КГК Зенон Ломать. Главная тема заседания — работа аудиторов и аудиторских организаций. Оказалось, что эффективность белорусского аудита еще далека от идеала.

Сегодня в Беларуси сложилась прочная законодательная и методологическая база аудита, сообщил в своем выступлении начальник управления аудита Минфина Николай Сорока. Ее основу составляют Закон «Об аудиторской деятельности» и 38 правил аудиторской деятельности, разработанных Минфином, на который возложены функции государственного регулирования аудита как в сфере лицензирования, аттестации и контроля, так и методологии. Последнее особенно важно, поскольку, как подчеркнул Н.Сорока, качество аудита во всем мире определяется тем, как аудиторы соблюдают свои профессиональные стандарты. К сожалению, здесь есть немало упущений. По результатам 78 проверок, проведенных Минфином, 3 аудиторские фирмы и 4 предпринимателя были лишены лицензий. У многих других тоже обнаружены нарушения в порядке заключения договоров, в ведении рабочей документации, планировании, определении уровня существенности, несоблюдении формы аудиторских заключений и т. д. Нарушались лицензионные требования, особенно в части численности работников и страховании ответственности.

Многочисленные нарушения были обнаружены и Комитетом госконтроля в ходе проверок 12 аудиторских организаций и 4 аудиторов — ИП. К примеру, у 8 фирм не соблюдался порядок заключения и оформления договоров оказания аудиторских услуг. В некоторых из договоров не указывались такие существенные условия, как сроки выполнения аудиторских услуг, права, обязанности и ответственность сторон и т. д.

В 9 аудиторских организациях нарушались требования по оформлению и содержанию аудиторского заключения. Так, во всех модифицированных аудиторских заключениях, выданных ООО «Аудитинформ» с 1.01.2007 по 1.05.2008 гг., было выражено условно-положительное аудиторское мнение без указания конкретных нарушений, ставших причиной такой оценки бухгалтерской отчетности. Аналогичные заключения выдавали ООО «Аудит и консультации» и «Белросаудит».

Нередко нарушения связаны с малочисленностью аудиторских фирм. Сегодня лишь 9 из 141 организации имеют в штате более 10 аудиторов, а в 100 — по 3 (минимум, требуемый ст.5 Закона). И то порой эти единицы существовали только при подаче документов на лицензию. Так, в ЗАО «АудитЦентр» установленный законодательством штат аудиторов не был укомплектован с 1.01.2006 г. по 1.06.2008 г., а в ЧАУП «АудитСтройКонсалтинг» — с момента получения лицензии в октябре 2006 г. до 1.04.2008 г. Аналогичное нарушение обнаружено в ЧАУП «ГарантАудитСервис».

Между тем квалификационными аттестатами аудиторов обладают 1230 человек. Помимо основной работы, многие из них формально числятся работающими и в других фирмах, находясь там в долгосрочном отпуске без сохранения зарплаты. При этом зарплата аудиторов не столь уж велика — в среднем в прошлом году 940 тыс. Br, а у многих и того меньше. Но кто поверит, что высококвалифицированные специалисты работают за такую зарплату? Скорее компетентные органы проверят, не выплачивается ли она в конвертах.

Н.Сорока также отметил, что нередко у директоров фирм нет опыта аудиторской деятельности. Поэтому было бы целесообразно закрепить в законодательстве требование о том, что для руководства аудиторской фирмой, помимо квалификационного аттестата, требуется и определенный стаж работы аудитором. Другая причина нарушений — слабость внутреннего контроля качества аудиторских услуг, а порой и полное его отсутствие. Такие проблемы обнаружены в 8 аудиторских организациях из 12 проверенных. По мнению проверяющих, да и самих аудиторов, малочисленные фирмы вообще не в состоянии обеспечить в полной мере требования правила «Внутренний контроль качества аудита», утв. постановлением Минфина от 23.01.2002 № 8, все нормы которого носят обязательный характер.

Несоблюдение аудиторами требований по обеспечению внутреннего контроля качества приводит к некачественному проведению аудита. Согласно информации МНС, за период, проверенный аудиторами, только столичными налоговиками в 2007 г. установлены нарушения налогового и иного законодательства у более чем 500 субъектов предпринимательской деятельности. При этом у членов Совета возник вопрос: какова ответственность за качество аудита? Оказывается, с 2003 г. известны лишь 4 случая, когда с аудиторов клиентами была взыскана сумма ущерба на сумму около 7 млн. Br. Претензии к аудиторам могут быть предъявлены инвесторами, которые несут убытки из-за недостоверности аудированной отчетности, что не позволяет правильно оценить ситуацию на фондовом рынке. Но у нас порой налоговые органы обнаруживают нарушения в исчислении налогов за проверенный аудиторами период. И члены Совета уверены, что суммы уплаченных организацией по итогам налоговой проверки штрафов должны взыскиваться с аудиторов в порядке солидарной ответственности. При этом аудиторы, в свою очередь, компенсировали бы потери за счет страховки, которая является обязательным лицензионным требованием, хотя тоже иногда не соблюдается некоторыми аудиторскими фирмами. Впрочем, хватит ли сумм страхового покрытия для погашения многомиллионных штрафов, налагаемых на предприятия после проведения аудита? Ведь с иных фирм и взять-то нечего: треть аудиторских ЧУП зарегистрированы на дому у своих учредителей.

В нарушение принципа независимости, запрещающего аудиторам проводить проверки организаций, имеющих общих с аудиторской фирмой учредителей, ООО «АксиумАудитСтандарт» проводило аудит ООО «АксиумАудит». К этим двум фирмам у проверяющих накопилось немало иных претензий. Это и многочисленные нарушения законодательства об аудиторской деятельности, и подозрительно скромные зарплаты штатных сотрудников в сочетании со значительными расходами на их обучение, и оплата многомиллионных сумм сторонним лицам за работы, не подтвержденные профессиональным уровнем документов.

В ходе проверок 10 аудиторских организаций у 8 были выявлены нарушения порядка формирования и применения цен. Например, в ООО «Аудитинформ» с мая 2005 г. по апрель 2008 г. отсутствовали экономические расчеты, подтверждающие уровень применяемых тарифов за 1 человеко-день, нарушался установленный порядок регистрации тарифов на сопутствующие аудиту услуги. Сумма штрафов за нарушения ценового законодательства составили 57,5 млн. Br. Вопрос с ценами по-прежнему является больным местом белорусского аудита. С одной стороны, сложность работ и риск ошибок (который в случае усиления мер ответственности еще возрастет) требуют адекватной оплаты. С другой стороны, пока уровень рентабельности услуг по обязательному аудиту ограничен 30%, а у их клиентов расходы предприятий на аудит нормируются.

Большая часть аудиторских проверок является обязательной. Фактически это госзаказ, доверенный частным аудиторам. Но государство, как основной пользователь бухгалтерской отчетности, желало бы знать и результаты этой работы. В большинстве случаев в ходе аудита выявляется немало нарушений. Однако аудиторы сегодня не обязаны сообщать о них Минфину и иным контролирующим органам в силу принципа конфиденциальности, установленного ст.17 Закона.

По результатам проверок за грубые нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, и нарушения лицензионных требований и условий Минфином аннулировано действие лицензий ЗАО «Аудитцентр» и ЧАУП «ГарантАудитСервис». За ними могут последовать еще 3 фирмы. За систематические нарушения законодательства, выразившиеся в несоблюдении республиканских правил аудиторской деятельности, аннулирован квалификационный аттестат директора ЧАУП «ГарантАудитСервис». Однако чистка рядов этим не ограничится. В ходе заседания Совета глава КГК Зенон Ломать дал указания Минфину принять радикальные меры к аудиторским фирмам, нарушающим законодательство, исполнение которого сами же аудиторы призваны контролировать. К тому же теперь постановлением Совмина от 27.12.2007 № 1845 определен список грубых нарушений, за которые аудиторы могут лишаться лицензий.

Рассмотрев результаты проверок и заслушав мнения выступавших, Совет отметил нарушения и недостатки в аудите и проанализировал их причины, включая пробелы в действующем законодательстве. Минфину поручено обеспечить периодичность проведения проверок аудиторских организаций и аудиторов — ИП не реже одного раза в 5 лет. Такие проверки будут проводиться с участием представителей КРУ Минфина, налоговых органов, органов контроля за соблюдением дисциплины цен и трудового законодательства. Изменения должны быть внесены в правовую базу аудита, в частности, в отношении минимальной штатной численности аудиторских организаций, которые должны быть основным местом работы для аудиторов, и других вопросов, о которых говорилось на Совете.