$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРАВИЛА ДИАЛОГА©

20.06.2014

и измерение его результата

Отечественный бизнес намерен активно отстаивать свои интересы в сложных экономических условиях, заявляют участники XII съезда Белорусского союза предпринимателей (БСП). Опыт последних 3 лет, итоги которых подведены на съезде, показывает, что надеяться можно только на самих себя.

Председатель БСП Александр Калинин в своем докладе отметил углубляющийся кризис госсектора, который создает 30% ВВП, но остается крайне неэффективным. На всю экономику страны тяжелым грузом ложится хронический дефицит торгового баланса, рост внешнего долга и инфляция, по темпам которой Беларусь остается лидером в Европе и СНГ. При этом Нацбанк декларирует жесткую кредитно-денежную политику, но таковой она является лишь для частного бизнеса, тогда как госсектор кредитуется в Банке развития под 7–8% годовых. А.Калинин отметил еще одну негативную тенденцию политики «дорогих денег»: белорусы не инвестируют в бизнес, поскольку в последние 10 лет выгоднее быть рантье, храня сбережения на высокодоходных депозитах. По мнению главы БСП, сегодня стоимость кредитов должна превышать уровень инфляции максимум на 4–5 процентных пункта, т.е. составлять 20–22%.

По-прежнему мешает развитию предпринимательства засилье бюрократии. Обещание властей сократить число министерств и ведомств до сих пор не выполнено. Продолжается практика внесения изменений в налоговое законодательство задним числом, что прямо нарушает нормы Директивы № 4. Впрочем, в оценке этого документа мнения бизнеса и власти вообще расходятся. Судя по отчету, размещенному на сайте Минэкономики, во исполнение Директивы № 4 на 1 апреля т.г. принято (издано) 167 актов законодательства, в т.ч. 17 законов, 35 указов, 5 декретов и 3 распоряжения Президента, 66 постановлений Совмина, 5 постановлений Правления Нацбанка, 36 ведомственных актов законодательства, затронувших практически все сферы общественных отношений. Однако результаты этого нормотворчества не всегда радуют бизнесменов. Поэтому на съезде они призвали БСП активнее участвовать не только в разработке новых нормативных актов, но и тех, которые корректируются.

Столь же критично оценивают предприниматели способность белорусского правительства отстаивать их интересы в евразийских интеграционных объединениях. Правда, руководство БСП отмечает наличие диалога с властью, в т.ч. на уровне Совета по развитию предпринимательства. Так, союз участвовал в подготовке более 200 проектов нормативных правовых актов. Но мнение предпринимателей слышат и учитывают не всегда.

В последние годы государством многое сделано по улучшению условий для ведения бизнеса, считает А.Калинин. Однако так и не решены вопросы доступа к ресурсам, подключения к электросетям, существенно ухудшились условия кредитования. Налоговая система, несмотря на определенные улучшения последних лет (во многом благодаря усилиям БСП, например, в части расширения критериев и снижения ставок при УСН), по-прежнему неконкурентоспособна по сравнению с российской и в еще большей степени — с казахстанской. Так что для вхождения в 30 лучших стран по ведению бизнеса по рейтингу Doing Business придется еще пройти огромный путь.

Тем временем, хотя число микро- и малых предприятий увеличивается, темпы роста их доли в различных сегментах экономики снижаются (см. «ЭГ» № 36 от 20.05.2014 г.). Руководитель БСП полагает, что тем, кто занимается розничной торговлей, возможно, стоит переориентироваться на производство, тем более что к этому их подталкивают условия, создаваемые Указом от 16.05.2014 № 222. Впрочем, здесь единого мнения у предпринимателей нет. Так, председатель совета предпринимателей Червенского рынка Лариса Заенчковская считает, что с принятием Указа № 222 появились новые проблемы. Например, если МНС довольно оперативно дало разъяснения по его применению, то Минторг и Госстандарт запаздывают с помощью ИП, торгующим на рынках. Неясно, как работать с техрегламентом, государственные оптовые базы не смогут заменить частника и решить проблемы мелкой розницы, поскольку не в состоянии обеспечить завоз товаров малыми партиями или даже в единичных экземплярах под потребности потребителей, полагает Л.Заенчковская. К тому же прогнозировать нюансы спроса в торговле одеждой и обувью довольно трудно, что создает дополнительные риски.

Свои проблемы накапливаются в строительной отрасли. Здесь в последнее время часто и существенно меняются условия деятельности, считает директор ООО «Титан проект» Алексей Усенко, избранный первым вице-президентом БСП. Причем эти перемены — в основном в интересах крупных компаний. Его поддержал председатель Ассоциации строителей при БСП Сергей Саранчук, заявивший, что в такой ситуации дешевле вообще не работать. Пока государство считает приоритетом создание крупных строительных холдингов, С.Саранчук призвал малый бизнес тоже объединять усилия и с помощью БСП отстаивать свои интересы, в т.ч. путем создания саморегулируемых профессиональных объединений — как это сделано в России.

По-прежнему много нареканий у участников съезда вызывает лицензирование, получение различных разрешений, таможенное оформление. Выступления предпринимателей на эту тему разительно отличаются от реляций чиновников о всеобщем и полном упрощении и совершенствовании. Некоторые нормативные требования вообще выглядят анекдотично. Так, один из бизнесменов рассказал, что на плитку, которую укладывают на кладбище, вместо техусловий ввели сертификат, требующий проверки на… звукоизоляцию.

Не перестают тревожить предпринимателей инициативы контролирующих органов. Сегодня в стране ими создается единая информационная база, что позволит автоматически переводить субъектов хозяйствования за то или иное нарушение в более высокую группу риска, что влечет увеличение частоты проверок, предупреждает член совета БСП Дина Старовойтова. Неприятным сюрпризом также является стремление чиновников расширять базу для обложения отчислениями в Фонд соцзащиты населения.

Предприниматели постоянно сталкиваются с неравноправной конкуренцией — как со стороны теневых структур, так и поддерживаемых государством монополистов. Например, в сфере заготовки дикорастущих ягод и грибов, как рассказывает вице-председатель БСП Евгений Павлюченков, существенной нагрузкой для бизнеса является 5-процентный сбор, который по сути представляет собой налог с оборота. Но его не платят нелегальные заготовители, которых, по оценке Е.Павлюченкова, в стране более 3 тысяч. В придачу Белкоопсоюз благодаря господдержке может себе позволить высокие закупочные цены, продавая заготовленную продукцию по заниженным ценам. «Поведение Белкоопсоюза путает весь рынок, — отметил предприниматель. — Получается, что государство создало ряд преференций этой организации, но на внешнем рынке она уступает позиции конкурентам».

Заметим, что пока одни участники съезда говорили о наболевшем и искали пути улучшения бизнес-климата в стране, другие, не теряя времени «даром», занимались поиском клиентуры для своих фирм, не скрывая, что только ради этого вступают в предпринимательские союзы. Удастся ли убедить таких бизнесменов и всех остальных, что бизнес-союзы существуют, чтобы объединить усилия для отстаивания интересов всего предпринимательского сословия? Одни руководители бизнес-союзов надеются, что этого можно добиться путем ведения разъяснительной работы, другие уповают на информационную составляющую и пиар-акции. Между тем только 9–10% частников входят в эти общественные объединения.

В Основных направлениях деятельности БСП на 2014–2017 годы, принятых съездом, запланировано много мер по обеспечению благоприятных условий развития предпринимательства в Беларуси. При этом предполагается постоянный диалог с государственными органами, экспертиза нормативных актов, активизация сотрудничества с международными организациями, реализующими программы по развитию бизнеса. Особое внимание планируется уделить созданию эффективного механизма оказания правовой помощи членам БСП, защите частной собственности. Также БСП намерен организовать постоянно действующую консультационную горячую линию для адаптации членов БСП к новым нормативным актам и помощи в разрешении возникающих проблем. Также А.Калинин предложил создать при БСП третейский суд, который сможет разрешать конфликтные ситуации «мирным путем».

Валерия ГЕРАСИМОВА