$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПРАВИЛА БЕЗРИСКОВОЙ РАБОТЫ©

14.02.2012

Изначально главным критерием работы белорусских кредитных кооперативов было не тратить больше, чем зарабатываешь, чтобы не превратиться в финансовую пирамиду. К сожалению, до сих пор пробелы в законодательстве позволяют кооперативу тратить больше, чем позволяют доходы, и в придачу демонстрировать несуществующую прибыль. О том, как исправить положение, рассказывает председатель правления Республиканской ассоциации финансовой взаимопомощи Елена КОЛЕДА.

Сегодня законодательство позволяет субъектам хозяйствования использовать при определении выручки два метода учета: «по оплате» и «по отгрузке». Отличия для большинства организаций несущественные: признание дохода и уплата налогов производится в определенный момент времени. Если выручка признается «по оплате», то доход возникает, когда организация получила деньги за отгруженный товар или оказанную услугу. Во втором случае товар только отгружен, но еще не оплачен. Тем не менее организация уже признает доход, с которого обязана уплачивать налоги. Специфика кредитного кооператива в том, что если выручка учитывается «по отгрузке», то причитающиеся к получению проценты по выданным займам признаются доходом в бухучете в каждом отчетном периоде исходя из условий договора, т.е. тогда, когда они начислены, а не получены на счет.

Таким образом, зарплата, аренда, налоги и т.д. уплачиваются кооперативом зачастую не за счет реально имеющегося дохода, а из средств вкладчиков. Реальность такова, что бесконтрольность деятельности кредитной кооперации служит во вред гражданам.

Потребительские кооперативы смешанного типа, объединяющие юридических лиц и граждан, на первый взгляд представляют оптимальное сочетание спроса и предложения: свободные деньги накапливаются в основном у населения, а наиболее острую потребность в них ощущает бизнес. Однако риски кредитования последнего гораздо серьезнее, чем предоставление потребительских займов гражданам. Имущественная ответственность юридических и физических лиц также различна: в случае невозврата займа пайщик — физическое лицо — отвечает своим имуществом, а в отношении юридического лица процедура взыскания долга сложна и практически невозможна, если оно объявляется банкротом. По моему мнению, кредитный кооператив должен объединять равные «весовые категории» заемщиков и вкладчиков, тем самым достигая наибольшей степени финансовой взаимопомощи и критериев безопасности в своей работе.

Наименее рискованная форма аккумулирования и использования средств в системе кредитной кооперации — кредитные кооперативы граждан. Начиная с 2004 г. они себя зарекомендовали как организации «спокойных финансов», которые занимаются только оказанием взаимопомощи своим участникам.

В 2011 г. с приходом представителей крупного бизнеса и их технологий кредитная кооперация качественно изменилась. Пользуясь отсутствием регулирования, отдельные кредитные кооперативы объявили себя организациями с закрытой информацией, не вводили критерии безопасности, скрывали убытки.

В этой ситуации Нацбанк в надзорных целях разработал и представил на утверждение в Совет Министров Положение о потребительских кооперативах финансовой взаимопомощи и их объединениях. Этот документ призван регламентировать работу кредитных кооперативов граждан и кооперативов смешанного типа; определить условия их создания и деятельности; права и обязанности участников; упорядочить систему взносов и ввести ограничения на возможность заниматься коммерческой деятельностью.

Положение должно закрепить порядок формирования фондов и резервов в кооперативе, позволить кооперативам учитывать риски просрочки и невозвратов, платить меньше налогов, не изымая из оборота средства, если у кооператива возникают просрочки возврата займа.

Для безопасной работы кооперативов предполагается ввести финансовые нормативы, в частности, ограничить размер привлекаемых средств от одного участника до 20%, средств, выдаваемых одному участнику, — до 10%, привлечения от сторонних источников — 50%, оказания взаимной помощи другим кооперативам — 20%.

Кредитные кооперативы и их участники надеются, что Совмин утвердит это Положение и граждане смогут без страха, а с уверенностью, что они пришли не в компанию по отъему денег, а в настоящий кредитный союз, приносить свои сбережения.

Сегодня и всегда потенциальный участник кредитного кооператива должен четко понимать, что имеет дело не с частной компанией. Здесь нет единоличного хозяина и владельца, органы управления — выборные. И если сотрудники кооператива говорят о «засекреченности» какой-то информации, учредительных, бухгалтерских и иных документов, не позволяют предварительно ознакомиться с договорами займа, то это признак того, что кооператив не соответствует критериям Всемирного совета кредитных союзов. Конечно, человек, далекий от финансов, может не разобраться в бухгалтерской отчетности. Но вот посмотреть журнал регистрации заключаемых договоров, определить количественное соотношение вкладчиков и заемщиков (как правило, вкладчиков в разы меньше, чем заемщиков) по силам каждому. Стоит поинтересоваться средними размерами займов на привлечение и выдачу, что также позволяет судить о том, привлечение или выдача являются основным критерием работы кооператива. Как правило, для снижения своих рисков они максимально дробят привлекаемые средства, и средний размер выдаваемых займов в одни руки гораздо ниже, чем привлекаемых займов. Если кооператив предлагает очень высокие проценты по вкладам, возникает подозрение, что привлечение средств для него — лишь один из видов деятельности, а второй — выдача займов. При очень высокой стоимости привлечения денег кредитный кооператив вряд ли сможет выдавать их под еще более высокий процент, выше, чем по банковским кредитам. Какие же риски тогда могут быть заложены в эти финансовые операции? Особенно стоит насторожиться, если кооператив предлагает бонусы тем, кто приведет других вкладчиков или использует иные технологии сетевого маркетинга.