Права потребителей жилищно-коммунальных услуг корректируют
Поправки в Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» принципиально изменяют правовое регулирование в сфере дополнительных жилищно-коммунальных услуг, которые сегодня оказываются на конкурентной основе. Вступление документа в действие может ухудшить условия осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере. Так считают некоторые специалисты, в том числе эксперты Минского столичного союза предпринимателей и работодателей.
Законопроект включен в повестку дня заседания Палаты представителей 11 апреля 2019 года для рассмотрения в первом чтении.
В связи с принятием 2 апреля 2019 года во втором чтении новой редакции Жилищного кодекса (планируется, что он начнет действовать в конце нынешнего или в начале следующего года) возникла необходимость законодательного регулирования правоотношений между потребителями жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) и уполномоченным лицом.
То есть помимо потребителя, исполнителя, общественных объединений потребителей, госорганов и иных организаций появляется еще один участник отношений в области защиты прав потребителей ЖКУ – уполномоченное лицо на оказание услуги по управлению общим имуществом.
Согласно новой редакции Жилищного кодекса, уполномоченное лицо – это организация, назначаемая местным исполнительным и распорядительным органом в целях управления общим имуществом, организации оказания основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения (за исключением услуг водоснабжения, водоотведения, газо-, электроснабжения, определения исполнителей по эксплуатации объектов внешнего благоустройства, расположенных в пределах административно территориальных единиц), и для осуществления иных функций, определенных законодательством.
Уполномоченное лицо наравне с потребителем и исполнителем сможет получать консультации по вопросам защиты прав потребителей ЖКУ в Минжилкомхозе, МАРТ, Минэнерго. Кроме того, при несогласии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов, связанными с применением Закона, оно наделяется правом обжаловать их действия в судебном порядке. Правда, как это будет выглядеть на практике, сказать сложно. Рискнет ли уполномоченное лицо, которое назначается органами местной власти, судиться с ними?
Закон «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» дополняется статьей, поручающей правительству определять критерии качества ЖКУ, права и обязанности уполномоченного лица, устанавливать типовые формы договоров на предоставление ЖКУ, включая типовую форму договора на оказание услуги по управлению общим имуществом совместного домовладения, порядок перерасчета платы за коммунальные услуги в период перерывов в их оказании.
Совмин также пропишет процедуру приостановления оказания коммунальных услуг потребителю, имеющему задолженность по их оплате без уважительных причин. А также порядок проведения профессиональной аттестации и выдачи свидетельств лицам, которые смогут предоставлять услуги по техобслуживанию, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, текущему ремонту и др.
Отметим, профессиональная аттестация работников организаций, входящих в систему Минжилкомхоза, занимающих должности руководителей (заместителей) организаций, главных инженеров, мастеров, других специалистов, в должностные обязанности которых входят вопросы эксплуатации жилищного фонда, руководителей и специалистов экономических служб или претендующих на них действует с 1.03.2015. В настоящее время такая аттестация проходит в соответствии с приказом Минжилкомхоза от 12.02.2015 № 7. В 2017 г. аттестацию прошло около 800 специалистов, что, по мнению разработчиков проекта закона, положительно сказалось на качестве оказываемых услуг.
Оппоненты правительства, которое 29.12.2019 внесло законопроект в Палату представителей, обращают внимание на то, что этот документ, затрагивающий права и интересы граждан и юридических лиц, не выносился на общественное обсуждение.
По их мнению, после принятия и вступления его норм в силу потребители будут лишены права свободного выбора исполнителя, выбора видов дополнительных услуг. Связано это с тем, что они будут обязаны заключить договор на оказание услуги по управлению общим имуществом с уполномоченным лицом и передать ему свое право на выбор исполнителей, в том числе дополнительных ЖКУ. Сегодня же потребитель заключает отдельный договор непосредственно с каждым исполнителем, то есть гражданин свободен в выборе услуг и организаций (индивидуальных предпринимателей), которые их оказывают.