$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Права граждан в процедуре банкротства

27.11.2009

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) предусматривает гарантии соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях социального пользования, принадлежащих юридическому лицу, в отношении которого хозяйственным судом осуществляются процедуры банкротства.

Согласно ч. 1 ст. 100 Закона от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) при осуществлении процедур банкротства из имущества должника, за счет которого могут погашаться требования кредиторов, исключаются: имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в т.ч. права, основанные на лицензии на осуществление определенных видов деятельности; иное имущество, не включаемое в имущество должника в соответствии с Законом.

Статья 101 Закона определяет имущество должника, которое не включается в состав имущества должника. В частности, жилые помещения социального пользования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, обслуживающие регион, подлежат передаче в управление соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь (уполномоченных ею органов).

По истечении одного месяца со дня получения от управляющего уведомления обязанность по содержанию и обеспечению функционирования указанных объектов в соответствии с их целевым назначением возлагается на уполномоченные органы соответствующей административно-территориальной единицы РБ.

Передача осуществляется по фактическому состоянию жилых помещений, без каких-либо дополнительных условий. Финансирование содержания данных объектов производится за счет соответствующих местных бюджетов (ч. 5 ст. 101 Закона).

Под «жилым помещением социального пользования» согласно ст. 1 Жилищного кодекса, вступившего в силу с 1.07.1999 г., понимается жилое помещение типовых потребительских качеств государственного жилищного фонда, предоставляемое гражданам на условиях договора найма жилого помещения социального пользования. Однако в ст. 1 Закона нет подобного определения. Это приводит к тому, что в правоприменительной практике возникают вопросы относительно правомерности применения норм Жилищного кодекса к правоотношениям, возникающим при проведении процедур банкротства, в части установления содержания понятия «жилое помещение социального пользования».

Жилищным кодексом и Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утв. Указом Президента от 29.11.2005 № 565, регламентированы вопросы порядка предоставления и использования жилых помещений социального пользования, определены категории граждан, имеющих право на их получение, что свидетельствует о том, что жилье социального пользования является самостоятельной категорией в составе государственного жилищного фонда.

Согласно решению Конституционного Суда от 29.05.2009 г. понятие «жилое помещение социального пользования», содержащееся в Законе, должно использоваться в таком же значении, как оно определено нормами статей 1 и 80 Жилищного кодекса, являющегося специальным законом, регулирующим жилищные отношения.

Жилищное законодательство предусматривает также иные виды жилых помещений госжилфонда — это жилые помещения местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и других государственных организаций (в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда), в т.ч. служебные жилые помещения, жилые помещения специального служебного жилищного фонда, специальные жилые помещения, общежития.

Правовой режим вышеуказанных видов жилых помещений в части включения их в имущество должника, за счет которого погашаются требования кредиторов, в Законе не установлен. Кроме того, в Законе не определен порядок передачи собственнику жилых помещений, принадлежащих должнику на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В государственный жилищный фонд входят также жилые помещения, предоставленные гражданам, нуждавшимся в улучшении жилищных условий, в бессрочное пользование (для постоянного проживания) на основании договора найма в соответствии со ст.ст. 7, 10, 32 Жилищного кодекса 1983 г.

С введением в действие Жилищного кодекса 1999 г. статус таких жилых помещений не изменился — наниматели сохраняют право на их приватизацию, обмен, раздел, сдачу по договору поднайма. Судьба договоров бессрочного пользования, которые были заключены до введения в действие Жилищного кодекса 1999 г., остается неопределенной. Эта неопределенность создает сложности в правоприменении. На практике имеют место случаи отказа административно-территориальных единиц (уполномоченных ею органов) от принятия в управление жилищного фонда должника, поскольку передаваемые объекты не являются жильем социального пользования применительно к нормам Жилищного кодекса.

В целях устранения противоречия норм жилищного законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве) необходимо установить, что под жилищным фондом социального пользования в целях Закона понимается совокупность всех видов жилых помещений госжилфонда, которые должны исключаться из состава имущества должника и передаваться в управление соответствующих уполномоченных органов административно-территориальных единиц РБ (коммунальный жилищный фонд) или РБ (республиканский жилищный фонд).

Установление конкретного перечня видов жилых помещений, не подлежащих включению в имущество должника, за счет которого могут погашаться требования кредиторов, а также определение порядка передачи собственнику жилых помещений, находящихся у должника на условиях владения и пользования, будет способствовать обеспечению гарантий соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих юридическому лицу, в отношении которого осуществляются процедуры банкротства, обеспечения прав и законных интересов кредиторов и должников в процедурах экономической несостоятельности (банкротства).

Лилия КОЗЫРЕВА,судья Конституционного Суда