$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

PR CLUB BY©

18.03.2014

PR-щиков в Беларуси стало больше, но место под солнцем им еще предстоит занять. Первая в этом году встреча PR-клуба прошла 6 марта в Cafй Netto. PR-клуб — место встречи PR-специалистов, маркетологов, рекламистов — всех тех, кто использует PR в своей работе. Тема встречи была определена как «PR WANTED!» — «Разыскивается PR!» — и посвящена статусу PR-щика в Беларуси.

1 ноября 2013 г. профессия «Специалист по связям с общественностью» была включена в Единый квалификационный справочник должностей служащих, что означает признание профессии на государственном уровне. Этот факт вызвал рост внимания к теме PR. «Спрос на PR-щиков в Беларуси растет. За последний год количество вакансий «PR-менеджер» увеличилось на 153%», — поделилась статистикой Светлана Шапорова, директор HeadHunter Беларусь, проект РAБOTA.TUT.BY.

Согласно данным HeadHunter Беларусь, соискателей в сфере PR и их резюме тоже стало больше. Это связано с тем, что внимание к PR-технологиям в белорусских компаниях растет: открываются отделы коммуникаций и приглашаются PR-специалисты. Наиболее часто вакансия «PR-менеджер» встречается в профессиональных областях «Продажи», «Маркетинг», а также «ИТ, телеком», «Искусство, медиа». В профессиональной области «Маркетинг» специалисты по связям с общественностью по востребованности занимают третью позицию после специализации «Управление маркетингом», «Продвижение. Специальные мероприятия».

«Недавно мы приняли в компанию нового PR-специалиста. Искали его уже в соответствии с ЕКСД — включение в справочник PR-должности нам очень помогло. Да, PR у нас является частью маркетинга. Но PR-специалист решает очень конкретные имиджевые задачи», — поделился опытом Алексей Ромачук, начальник отдела маркетинга и рекламы ОАО «Приорбанк».

Сейчас многие PR-специалисты могут выполнять функции HR-менеджера, маркетолога, дизайнера, юриста и т.д. Чего же хотят работодатели от PR-щика? Почему он выполняет функции, которые не входят в сферу его компетентности? Правильно ли это? Должен ли современный PR-щик владеть навыками Corel Draw и Photoshop, разбираться в психологии и управлении персоналом, уметь писать на языке HTML и знать SEO? Должен ли креатив входить в ТОП-10 требований к такому специалисту?

Здесь мнения участников PR-клуба разошлись: одни считают, что креатив — неотъемлемая часть работы специалиста, которую наниматели недооценивают, другие, что PR-щик в первую очередь должен обладать навыками построения и пониманием использования стратегий в PR, а креатив применять лишь как часть стратегии.

Причина разницы подходов, по мнению участников PR-клуба, — в непонимании роли и возможностей PR у ТОП-менеджеров. Следовательно, и требования к кандидатам, и должностные инструкции очень расплывчаты. Мария Столярова, специалист по связям с общественностью «Белтелеком», делилась опытом работы, когда задачи PR-отдела менялись вместе со сменой руководства: «За время работы в Белтелекоме я наблюдала, как меняются требования к PR-специалисту в зависимости от руководителей. Был и «золотой век PR», когда отдел подчинялся напрямую генеральному директору компании — как это и должно быть в соответствии с мировой практикой. А был период, когда отдел имел и 6-ю ступень подчинения — в этом случае говорить об эффективности PR не приходится».

Сергей Скороход, руководитель проекта Marketing.by, считает, что «нынешние выпускники и молодые PR-щики, приходя в компании, сталкиваются с жестокой реальностью жизни. В принципе, в этом нет ничего плохого, так везде. Образование не может успеть за быстро развивающимися коммуникационными технологиями. Молодым специалистам нужно узнавать специфику бизнеса компании, предлагать новые реальные (а не космические) идеи, уметь меняться и очень много работать». При этом обучение профессии PR в Беларуси, по мнению С.Скорохода, поставлено достаточно хорошо.

Павел Соловьев, доцент кафедры технологий коммуникации Института журналистики БГУ, предложил поднять руки выпускникам своей кафедры. Их оказалось не менее одной трети, что продемонстрировало активность и успешность специалистов, к обучению которых в БГУ привлекаются практикующие PR-щики.

«Многие из моих однокурсников работали со 2–3 курса. Поэтому практической подготовки было достаточно. Другое дело, что быть абсолютно готовым к работе невозможно — в учебном процессе всегда большую долю составляет академичность и теории, и это нормально. Важно и то, как студенты используют возможности применения своих знаний на практике и как в этом помогают им работодатели. Например, мне — повезло», — отметила выпускница 2013 г. Ольга Герасенко, специалист по связям с общественностью Фонда ООН в области народонаселения.

«Чтобы быть эффективным в профессии и сделать PR востребованным, нужно начинать с себя. Пенять на непонимание руководства, на неразвитость рынка просто. Гораздо сложнее следовать требованиям, которые предъявляются к PR на международном уровне, развивать в себе эти стандарты, позиционировать себя и предлагать эффективные решения для бизнеса. Тогда PR сможет занять достойное место среди других бизнес-инструментов и на белорусском рынке», — прокомментировала Наталья Громадских, директор IPR Belarus и модератор PR-клуба.

Организатором PR-клуба выступает консалтинговая компания IPR Belarus. Следующая встреча PR-клуба состоится в конце марта — начале апреля. Все новости можно найти на странице PR-клуба в Facebook «PR в Беларуси».

Подготовила Елена ПЕТРОШЕВИЧ