$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Рейтинги

ПОЗИТИВ НА ГРАНИ РИСКА©

22.10.2013

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) пересмотрело прогноз по долгосрочным кредитным рейтингам по обязательствам в иностранной и национальной валюте Беларуси с «Позитивного» на «Стабильный». В то же время долгосрочные и краткосрочные суверенные рейтинги Беларуси по обязательствам в иностранной и национальной валюте подтверждены на уровне «В-/В».

По мнению аналитиков агентства, рост дефицита счета текущих операций и усиление давления на валютный курс свидетельствуют об уязвимости республики к рискам, связанным с внешним финансированием. При этом вероятность повышения рейтингов в ближайшие 12 месяцев более не оценивается как 1 к 3. Ухудшение внешнеэкономических показателей страны и усиление давления на валютный курс обусловливают значительную уязвимость внешнеэкономической позиции Беларуси.

УРОВЕНЬ рейтингов Беларуси ограничен политическими рисками, значительными потребностями правительства в финансировании, зависимостью от внешнего финансирования, а также недостаточными усилиями правительства страны по проведению необходимых структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности и улучшение перспектив роста белорусской экономики, говорится в сообщении S&P. Пока позитивное влияние на уровень рейтингов республики оказывают относительно высокий для этой категории показатель ВВП на душу населения (7650 USD в 2013 г., что является высоким уровнем для этой рейтинговой категории и отчасти отражает наличие развитой промышленной базы и достаточно высокие показатели развития человеческого потенциала), значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы.

Определение стратегии и процесс принятия решений являются высокоцентрализованными и сосредоточены в руках президента и президентской администрации, что, по мнению аналитиков S&P, обусловливает высокие политические риски. Централизованный процесс принятия решений и недостаточно четко работающая система сдержек и противовесов между институтами оказывают негативное влияние на эффективность проводимой политики и создают неопределенность. Граждане практически не участвуют в политической жизни страны, продолжается давление на оппозицию, проводимые в Беларуси выборы не соответствуют международным стандартам проведения свободных и справедливых выборов. Почти абсолютная зависимость от финансовой и экономической поддержки со стороны России также создает риски для Беларуси, отмечает S&P.

Темпы экономического роста в стране остаются низкими: в I полугодии 2013 г. рост составил 1,4%. Увеличение объемов потребления и инвестиций, которое стимулировалось правительством, оказалось недостаточным для нейтрализации негативного влияния чистого экспорта и сокращения объема промышленного производства. Кроме того, потенциал экономического роста страны снижается в связи с низкой конкурентоспособностью белорусской экономики. Прирост ВВП на душу населения в реальном выражении, который, по расчетам S&P, составит в среднем около 3,5% в течение 10 лет, соответствует показателям сопоставимых стран.

Беларусь имеет значительный объем чистых внешних обязательств — по оценкам, он составляет 64% поступлений по счету текущих операций (СТО). Объем внешнего долга (за вычетом официальных резервов и внешних активов финансового сектора) составит 52% поступлений по СТО в 2013 г. и, по прогнозам, может увеличиться до 64% к 2016 г.

С начала 2013 г. усилилось давление на показатели внешнего финансирования Беларуси, о чем свидетельствует рост дефицита счета текущих операций в I полугодии 2013 г. и усиление давления на валютный курс. В I полугодии 2013 г. дефицит счета текущих операций составил около 8% ВВП (в годовом выражении) по сравнению с небольшим профицитом, отмечавшимся в I полугодии 2012 г. По оценкам S&P, в 2013–2016 гг. отношение совокупных потребностей во внешнем финансировании к поступлениям по СТО плюс доступные резервы в среднем составит 130%. В конце сентября 2013 г. международные резервы были достаточными для покрытия платежей по СТО в течение 1,4 месяца по сравнению с 1,6 месяца в конце 2012 г. Эта сумма включает платежи по СТО в течение примерно 0,5 месяца в форме валютных свопов, которые Нацбанк должен осуществить в пользу коммерческих банков.

КРОМЕ кредитования в рамках программы Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 1,2% ВВП, Беларусь не использовала новых источников внешнего финансирования в 2013 г. Кроме того, поступления в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) были небольшими. Помимо дефицита счета текущих операций стране предстоит погасить значительный объем долга в 2013– 2015 гг., при этом совокупный объем обязательств со сроками погашения в 2013–2014 гг. равен 8% ВВП; более половины этой суммы составляет долг правительства Беларуси МВФ. В конце июня 2013 г. долг в иностранной валюте составлял 78% совокупного государственного долга.

В бюджетной сфере отмечались небольшие профициты или дефициты бюджета расширенного правительства. Несмотря на профицит бюджета в I полугодии 2013 г., прогноз на среднесрочную перспективу учитывает увеличение долга расширенного правительства в среднем на 4% ВВП в результате ослабления белорусского рубля и внебюджетной поддержки государственных предприятий и банков. S&P оценивает условные обязательства финансовой системы и предприятий с государственным участием, а также обязательства, гарантированные государством, как умеренные.

В S&P ожидают, что в 2013 г. инфляция в среднем составит 18% по сравнению с 59% в 2012 г. Несмотря на значительное снижение инфляции, она остается высокой и зависимой от динамики валютного курса. В I полугодии 2013 г. НБ РБ продолжал снижать ставку рефинансирования, но прекратил этот процесс в III квартале из-за усиления давления на курс рубля. В S&P полагают, что в некоторых случаях Нацбанк предпочитает решать задачи обеспечения экономического роста за счет ослабления контроля за инфляцией, что подрывает доверие к надежности денежно-кредитной политики.

Снижение ставки рефинансирования не способствовало сдерживанию роста кредитования в иностранной валюте, что отчасти обусловлено низкой эффективностью трансмиссионного механизма в экономике: валютные кредиты составляют 44% совокупного кредитного портфеля банковской системы, валютные депозиты — 60% общего объема депозитов. Кредитование в иностранной валюте повышает подверженность банковской системы Беларуси валютному риску и может привести к увеличению объема условных обязательств, особенно в случае ухудшения качества активов.

В ДАЛЬНЕЙШЕМ S&P может понизить рейтинги, если возобновление экспансионистской политики, например, перед президентскими выборами в 2015 г., вновь приведет к давлению на валютный курс и росту инфляции. Другими основаниями для понижения рейтингов могут стать значительное ухудшение показателей внешней ликвидности или доступа к внешнему финансированию. Ухудшение отношений с Россией также может оказать давление на рейтинги.

Рейтинги могут быть повышены в случае проведения государственной политики, которая приведет к устойчивому повышению конкурентоспособности, диверсификации источников финансирования и большей доступности иностранной валюты. Также S&P может повысить рейтинги в случае улучшения внешнеэкономических показателей, о чем будут свидетельствовать сокращение потребностей во внешнем финансировании, снижение уровня внешнего долга и улучшение баланса счета текущих операций.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА