$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Повысить не удастся,©

30.01.2015

но и понижать не будут

В нашумевшее постановление Совмина от 31.07.2014 № 744 «Об оплате труда работников», вызвавшее весьма негативную реакцию как у нанимателей, так и у работников, внесены серьезные изменения постановлением Совмина от 26.01.2015 № 47. Несмотря на то что зарплата работников на госпредприятиях будет по-прежнему повышаться только при опережающем росте производительности труда, корректировать фонд оплаты труда в сторону уменьшения уже не нужно.

Напомним, что постановление № 744, вступившее в силу с 6.08.2014 г., появилось после неоднократных требований Президента Беларуси обеспечить опережающий рост производительности труда по сравнению c ростом зарплат. Документ установил жесткую привязку номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников к производительности труда, допускающую возможность увеличения первого параметра только при условии опережающего роста второго. При этом в качестве показателя производительности труда в организации должна была применяться выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника.

Но наибольшее число нареканий вызвало еще одно требование постановления № 744: при невыполнении указанного условия уменьшать фонд заработной платы за отчетный месяц до размера, обеспечивающего соотношение роста производительности труда и заработной платы в размере не менее 1,0.

К счастью, распространяется этот нормативный акт только на государственные организации и организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50% (далее — госорганизации). Всем остальным было лишь рекомендовано не допускать опережения роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников над ростом производительности труда.

Естественно, те, на кого нормы постановления № 744 не распространялись напрямую, эту рекомендацию просто проигнорировали. Что, впрочем, сделали и руководители некоторых госорганизаций, поставленные перед нелегким выбором: нарушать требования нормативного акта или снижать оплату труда работникам при недостижении нужного соотношения с риском растерять коллектив, который совершенно не желал отвечать «рублем» за изменение конъюнктуры на внешних рынках или просчеты руководства в управлении предприятием. Те же, кто стал добросовестно исполнять постановление № 744, снижая фонд оплаты труда в погоне за «заветным» коэффициентом 1,0, при нынешней экономической ситуации, очень быстро столкнулись с оттоком кадров. Естественно, первыми стали уходить лучшие специалисты, от которых в основном и зависело повышение производительности труда, что создавало своеобразный «замкнутый круг».

Разрядить ситуацию смогли данные о предварительных итогах работы экономики за 2014 г.: при росте производительности труда по ВВП по сравнению с 2013 г., составившем 3,1%, начисленная среднемесячная заработная плата работников Беларуси повысилась всего на 0,3%. Это позволило министру труда и социальной защиты Марианне Щеткиной сделать вывод, что предложенные в 2014 г. подходы по росту оплаты труда себя оправдали. Вместе с тем, по мнению министра, с 1 января 2015 г. экономическая ситуация изменилась и, соответственно, поменялись условия хозяйствования организаций. В связи с этим, а также учитывая практику применения постановления № 744, правительством было принято постановление № 47.

Согласно новой редакции п. 1 постановления № 744 повышение заработной платы (действующих размеров тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат) (ранее здесь говорилось о росте номинальной начисленной среднемесячной заработной платы) работников в госорганизациях допускается только при условии соотношения роста производительности труда и заработной платы более 1,0.

Соответственно, при соотношении 1,0 и менее действующие размеры тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсирующих выплат не могут быть увеличены. При этом соотношение роста производительности труда и заработной платы с 1 января 2015 г. согласно разъяснению Минтруда и соцзащиты от 12.08.2014 № 1-2-12/1773/26-11/6290 должно определяться нарастающим итогом с начала года. В то же время норма, предусматривающая обязательность корректировки фонда оплаты труда при соотношении менее 1,0 в сторону уменьшения, исключена.

Изменен и подход к определению показателя производительности труда. В постановлении № 47 учтены предложения организаций по определению производительности труда по добавленной стоимости. При этом выбор показателя расчета производительности труда — по выручке от реализации продукции, работ, услуг или по добавленной стоимости на одного среднесписочного работника в течение календарного года — должен быть согласован с вышестоящим органом (организацией). Хотя смена данного параметра никоим образом не гарантирует достижения необходимого соотношения.

«Следует обратить внимание, что это общие подходы в целом по организации, а заработная плата каждого конкретного работника должна быть дифференцирована и начисляться по действующим системам оплаты труда в зависимости от его личного вклада в результат работы организации», — уточнила М.Щеткина, комментируя постановление № 47.

Отметим, что хотя данный нормативный акт вступил в силу с 30.01.2015 г., его действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2015 г.

Дмитрий КОРШУНОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях