$

2.1058 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Промышленность

Повышение на 40 градусов

11.09.2009

Правительство постановлением от 31.08.2009 № 1129 резко повысило плановые показатели экспорта алкогольной продукции. Для производителей водки и ликеро-водочных изделий, которые и раньше не справлялись с доведенными заданиями, планка на 2010 г. увеличена в 14,5 раза до 7,645 млн. дал.

Одновременно почти вдвое с 8,2 до 15,7 млн. дал увеличивается задание по производству этой продукции. Таким образом, весь добавленный объем должен быть реализован на внешних рынках, при этом экспортные отгрузки составят половину произведенной в 2010 г. водки и ликеро-водочных изделий.

Правда, многие сегодня засомневались, что этого можно достичь. Да и в постановлении № 1129 никаких рекомендаций на сей счет нет. Между тем в последнее время Комитет государственного контроля неоднократно критиковал спиртоводочные заводы за хроническое невыполнение Программы развития организаций Республики Беларусь, осуществляющих производство и экспорт алкогольной продукции, на 2005-2010 гг., утв. постановлением Совмина от 9.09.2005 № 1000. Об этом, в частности, было заявлено на июньском совещании на ПТРУП «Минск Кристалл», в ходе которого отечественных производителей упрекнули в отсутствии товаропроводящей сети за рубежом.

Впрочем, в концерне «Белгоспищепром» указывают на постоянный рост экспорта алкогольной продукции, который с 2004 по 2008 гг. в физическом выражении увеличился в 3,9 раза до 315 тыс. дал. Высокий темп достигнут и по результатам 7 месяцев т.г. — 162,3% к аналогичному периоду 2008 г. По информации концерна, география поставок отечественного алкоголя достаточно обширна. Всего около 20 государств, в т.ч. Австрия, Китай, Чехия, Германия, Греция, Польша, Новая Зеландия и др.

Правда, по данным Белстата, 81% поставок крепких спиртных напитков приходился на 4 страны: Россию, Латвию, Эстонию и Литву. Причем основным потребителем белорусских горячительных напитков являлась Латвия, доля которой — 39% экспорта, или 875,3 тыс. л за 7 месяцев этого года. Россия с ее необъятным рынком — на 3 месте (14,5%, 324,9 тыс. л).

На предприятиях ситуацию с экспортом и измененными заданиями комментируют неохотно. С одной стороны, звучат заявления о том, что в сознании зарубежных покупателей сформировалось устойчивое представление о высоком качестве белорусских товаров, и это создает хорошие предпосылки для поставок за рубеж. С другой — на внешних рынках складывается не очень благоприятная конъюнктура.

Последнее утверждение отчасти подтверждается статистикой. Средние цены экспорта в январе-июле снизились на 0,18 USD/л до 1,36 USD/л. При этом не все рынки вели себя одинаково. К примеру, наш ценник рос при отгрузках в Россию, Латвию и Эстонию. Общую картину «подпортила» лишь Литва, где цена упала с 1,62 до 0,96 USD/л, притом что эта страна закупила у нас 490 тыс. л крепких спиртных напитков, в 3,4 раза больше, чем в аналогичном периоде 2008 г.

Вместе с тем на внутреннем рынке ситуация куда более благоприятная. В последнее время цены, устанавливаемые Минэкономики, росли. Новая прейскурантная розничная цена на наиболее массовые виды водки определена постановлением министерства от 24.08.2009 № 145 в размере 7,26 тыс. Br за 0,5 л в таре без стоимости посуды. В пересчете на инвалюту это примерно 5,2 USD/л. Получается, что торговать на внутреннем рынке значительно выгоднее, чем на внешнем. По мнению КГК, именно это обстоятельство и сдерживало производителей от активного наращивания экспорта. Как отмечают контролеры, в 2007-2008 гг. реализацией алкогольной продукции за рубеж занимались только 2 организации товаропроводящей сети концерна «Белгоспищепром»: в Москве и Риге. При этом работа московского ООО «БеларусьАлко» оказалась малорезультативной.

Как заверили нас в отраслевом концерне, сейчас работа в этом направлении активизирована. В частности, на организацию дополнительных поставок сориентировано ООО «Белорусская продовольственная компания» — субъект товаропроводящей сети в Москве. Кроме того, в российской столице Гомельским облисполкомом создан торговый дом «Гомельоблпищепром». Аналогичным проектом занят Витебский облисполком. Завершена работа по созданию СП ООО «Кристалл — Польша». Прорабатывается возможность учреждения субъектов товаропроводящей сети в Армении и Германии.

Уже сейчас темпы экспорта позволяют надеяться, что в этом году показатель в 3,75 млн. л будет достигнут: за 7 месяцев годовой план выполнен на 60%. А вот в 2010 г. придется напрячься, поскольку по сравнению с откорректированным планом этого года отгрузки должны возрасти вдвое.

Маргарита ГЕРАСИМЕНКО, управляющий партнер портала produkty.by