Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35 (2532) от 17.05.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5008
EUR:
2.6004
RUB:
3.9507
Золото:
149.11
Серебро:
1.7
Платина:
78.14
Палладий:
157.43
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОВОРОТ В ЛЮБУЮ СТОРОНУ

Наши читатели уже имели возможность ознакомиться с изменениями, которые Министерство финансов планировало внести в Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" (см. "ЭГ" № 60 от 2005-08-12 г.). Некоторые из предлагавшихся новшеств могли кардинально изменить состояние отечественного бухучета, поднять его на качественно новый уровень. Но после обсуждения в органах республиканского управления, корректировки приобрели куда более скромный характер. И, проснувшись на другой день после принятия Закона, бухгалтеры вряд ли обнаружат радикальные изменения в своей профессии...
Наши читатели уже имели возможность ознакомиться с изменениями, которые Министерство финансов планировало внести в Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" (см. "ЭГ" № 60 от 2005-08-12 г.). Некоторые из предлагавшихся новшеств могли кардинально изменить состояние отечественного бухучета, поднять его на качественно новый уровень. Но после обсуждения в органах республиканского управления, корректировки приобрели куда более скромный характер. И, проснувшись на другой день после принятия Закона, бухгалтеры вряд ли обнаружат радикальные изменения в своей профессии.

В Законе закреплены основы регулирования бухгалтерского учета, установлены нормы, связанные с представлением бухгалтерской отчетности. Здесь можно найти как регламентацию общих вопросов бухгалтерского учета, так и описание некоторых технических аспектов, которые, возможно, уместнее было бы разместить в отдельных инструкциях или стандартах. Многие из этих моментов заслуживают отдельного подробного анализа. Пока остановимся лишь на некоторых проблемах.

Игра слов

В Законе даны такие понятия, как "доходы" и "расходы", "активы" и "обязательства", "капитал". Однако в новой версии изменений их определение оказалось под сильным влиянием терминологии гражданского законодательства, основанного на праве собственности, а не на получении экономических выгод, как в современном бухгалтерском учете. В результате данные термины порой существенно отличаются от приведенных в МСФО (см. "ЭГ" №№ 34, 36 за 2005г.). Одно это может существенно повлиять на возможность признания отечественной отчетности, соответствующей международным стандартам.

Статья 3 Закона гласит, что законодательство РБ о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции РБ и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства РБ. Действительно, от бухучета зависит реальное соблюдение права граждан нашей страны на получение полной, достоверной и своевременной информации об экономической жизни, гарантированное статьей 34 Конституции. Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" должен гарантировать соблюдение указанного конституционного права путем возложения на участников экономической деятельности обязанности по ведению бухучета. Качественное исполнение этой обязанности предполагает наличие мер, которые позволяли бы обеспечить достоверность учетной информации - характеристики, без которой вся бухгалтерская работа утрачивает смысл и значение.

Одной из основных задач бухгалтерского учета и отчетности согласно ст.4 Закона должно быть формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом (а не имущественном, как сейчас) положении, полученных доходах и понесенных расходах. При этом определение достоверности и полноты отсутствует. Из проекта изменений исчезла статья 4-1, содержавшая основные принципы бухучета и отчетности, именуемые в международных стандартах качественными характеристиками (п.п.24 - 46 Концепции формирования и представления финансовой отчетности МСФО). Закон, требуя от каждой организации обеспечивать достоверность и сопоставимость учетной информации, не дает определения ни того, ни другого. А то, что не предписано, у нас обычно во внимание не принимается. И если Закон "Об аудиторской деятельности" содержит свое определение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, то это означает лишь, что белорусское законодательство обязывает аудитора искать то, что бухгалтер создавать не обязан.

Другая задача бухучета - "предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности" и вовсе выглядит спорной. Ведь бухгалтер лишь подсчитывает и фиксирует результаты, какими бы они ни были, а не определяет саму хозяйственную деятельность. Он не принимает сам управленческие и производственные решения, не заключает договоры. Более того, поправки в Закон снимают с главбуха даже обязанность подписывать денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. "Повлиять" на результаты бухгалтер чаще всего может, искажая их или изыскивая резервы экономии, например, минимизируя налоги. Но такой подход к исполнению требований Закона вряд ли обрадует государство.

Раздача полномочий

Есть вопросы и к системе государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, регламентируемой Законом. Целью этого регулирования должно быть достижение единообразия ведения бухучета и составления отчетности, достоверности учетной и отчетной информации. Для этого общее методологическое руководство бухучетом и отчетностью в РБ осуществляется уполномоченным Советом Министров республиканским органом государственного управления. Мы-то по привычке все свои бухгалтерские надежды адресуем Минфину. Но из Закона следует, что правительство может вручить бразды правления бухучетом и кому-то другому. Кроме того, формулировка состава бухгалтерского законодательства в ст.3 Закона означает возможность влияния на бухучет нормативных актов, относящихся к иным сферам отношений: ценообразования, налогообложения, гражданского, таможенного, трудового и прочего законодательства. Влияние это каждый бухгалтер ощущает постоянно.

В придачу республиканские органы госуправления и государственные организации, подчиненные правительству РБ, тоже осуществляют методологическое руководство бухучетом и отчетностью для организаций соответствующих отраслей экономики. Предполагается, что принимаемые ими нормативные правовые акты в этой сфере не должны противоречить тем, которые приняты органом, осуществляющим общее методологическое руководство бухучетом. Но сработает ли эта норма на практике? Конечно, отраслевая специфика играет в бухучете важную роль. Но вдруг "главный" орган по какому-то вопросу не высказался - отраслевикам тогда можно сочинять что угодно? Или кому-то захочется создать для себя "особые" правила признания доходов и расходов, чтобы улучшить отраслевые показатели. То-то будет сопоставимости...

Между тем в большинстве стран мира, включая наших ближайших соседей, полномочия по методологии бухучета в значительной мере возлагаются не на государство, а на общественные организации бухгалтеров. Белорусский Закон не содержит даже намека на такую возможность. В нем эти структуры не упоминаются. Впрочем, право на роль в нормативном регулировании, право говорить от имени бухгалтеров, оценивать их квалификацию, быть выслушанными государством, а значит, хоть сколько-нибудь влиять на состояние бухучета в стране надо еще заслужить.

Право на сравнение

В заключение признаюсь, что привычка по любому поводу поминать МСФО и сравнивать с ними отечественное бухгалтерское законодательство не имеет никаких оправданий. МСФО как цель и направление реформирования бухучета из Закона ни в нынешней, ни в будущей редакции пока не видны, несмотря на программу, утвержденную постановлением Совмина № 694, и принятие по отдельным частным вопросам национальных стандартов и инструкций, похожих на международные. Заметим, что бухучет согласно ст.2 Закона ведется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. А бухгалтерская отчетность определяется только как система показателей, содержащая информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации без такой оговорки.

Но статья 8 Конституции РБ гласит, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Наша страна в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них. Исходя из этого ст.18 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности" устанавливает, что если международными договорами, действующими для Республики Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются нормы этих договоров. Однако МСФО международным договором не являются. Их разработчик- Комитет по МСФО не является межгосударственным объединением, и под его эгидой не заключаются международные договоры. И Республика Беларусь, кажется, еще никогда не делегировала зарубежной некоммерческой организации свои полномочия по регулированию какой-либо сферы национального законодательства. Таким образом, статус МСФО как основы для составления отчетности или хотя бы примера для подражания в регламентации бухучета в Законе (как, впрочем, и любом другом белорусском нормативном акте) не определен. Тем не менее для многих руководителей министерств, концернов, крупных предприятий и банков очевидно, что полноценная деятельность на мировых рынках невозможна без наличия отчетности, соответствующей требованиям этих рынков. И потому нашим законодателям, по примеру российских и казахстанских коллег, стоит обратить внимание, что в Беларуси применение МСФО еще предстоит как-то легализовать. А заодно позаботиться, чтобы любые нормативные документы по бухучету, принимаемые тем или иным органом, отвечали совокупности критериев, которые позволили бы отчетности отечественных организаций признаваться соответствующей нормам МСФО. Если, конечно, найдется кому и зачем эти усилия по достоинству оценить...