Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
15.03.2013 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОВОРОТ СТАВКИ©

Правление Национального банка постановлением от 11.03.2013 № 146 приняло решение о снижении ставки рефинансирования на 1,5 процентного пункта, до 28,5% годовых, с 13 марта 2013 г. Это знаковый шаг по изменению стоимости заемного капитала и повороту банков «лицом к реальному сектору».

Правление Национального банка постановлением от 11.03.2013 № 146 приняло решение о снижении ставки рефинансирования на 1,5 процентного пункта, до 28,5% годовых, с 13 марта 2013 г. Это знаковый шаг по изменению стоимости заемного капитала и повороту банков «лицом к реальному сектору».

Последний раз ставка рефинансирования снижалась в сентябре 2012 г. Ее сохранение на уровне 30% годовых в течение 6 месяцев, как считают в Нацбанке, позволило обеспечить степень жесткости монетарных условий, необходимую для поддержания макроэкономической сбалансированности и достижения целевых ориентиров по снижению уровня инфляции.

Напомним, целью денежно-кредитной политики в 2013 г. провозглашено снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых правительством республики. При этом инструменты денежно-кредитной политики должны быть направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ключевая роль здесь отводится процентной политике, приоритетом которой является поддержание положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков.

По прогнозу, ставка рефинансирования к концу 2013 г. должна составить 13–15% годовых. Таким образом, в среднем снижение должно составлять не менее 1,5 п.п. в месяц. Фактически сложившееся в феврале и прогнозируемое дальнейшее замедление инфляционных процессов дает основания для постепенного снижения номинального значения ставки рефинансирования с сохранением ее положительного реального уровня. В Нацбанке полагают, что тем самым по-прежнему сохраняются привлекательные условия для сбережений в белорусских рублях, обеспечивающие их надежную защиту от инфляции и превышение доходности по сравнению с депозитами в иностранной валюте.

Однако Нацбанк, признавая своим главным приоритетом стабильность монетарной системы, вынужден действовать с оглядкой на задачи роста экономики. И когда претензии правительства и бизнеса дополняются указанием Президента повернуть банки лицом к реальному сектору, реакция следует незамедлительно. Благо, повод для этого имеется. Инфляция в прошлом году действительно оказалась намного ниже ставки рефинансирования, а за 2 месяца текущего года составила «всего» 4,3%. Правда, учитывая, что темпы роста инфляции в феврале были в 2,5 раза ниже, чем в январе, можно надеяться, что в дальнейшем мы уложимся в рамки годового 12-процентного прогноза. Однако это возможно лишь при соблюдении известной осторожности. Любые резкие движения: рост денежной массы и кредитования, отток депозитов, увеличение проблемных активов банков и т.п. — чреваты новым витком инфляции.

Дополнительной угрозой здесь является рост зарплат и прочих доходов населения, существенно опережающий темпы роста производительности труда и ВВП.

Ключевым элементом жизнеспособности кредита является стоимость денег, т.е. вопросы инфляции и процентных ставок. Средние ставки по кредитам в рублях для предприятий республики превышают инфляцию более чем вдвое, а не на 6–7 пунктов, как в России, или на 1–2, как в странах ЕС. Такой разрыв в ставках одной инфляцией не объяснить. Не стоит все сводить и к неуемной жадности банкиров, наживающихся на реальном секторе, — дорогими заимствования делают прежде всего риски, с которыми сталкивается сегодня банковская система. При этом снижение ставки рефинансирования не гарантирует доступности кредитов. Во-первых, стоимость заемных денег во многом зависит от настроений граждан, избалованных высоким уровнем доходности по рублевым депозитам. Постепенное снижение ставок должно остановить приток «горячих денег», но вкладчики могут отреагировать на действия регулятора уходом в валютные инструменты — хорошо, если не в наличные. От этого, в свою очередь, зависит ситуация на валютном рынке. Ведь не секрет, что именно высокие ставки — один из ключевых факторов, обеспечивших в прошлом году относительную стабилизацию курса белорусского рубля.

Во-вторых, если 40–50-процентные ставки по кредитам — слишком много, то, к примеру, 20–30% тоже немало — существенно больше рентабельности большинства отечественных предприятий. Так что нормализация уровня инфляции — хотя и необходимое, но недостаточное условие расширения предложения кредитов, особенно долгосрочных, и повышения инвестиционной активности. Ведь, судя по данным регулярно проводимого Нацбанком мониторинга настроений в реальном секторе, руководители предприятий считают неблагоприятную конъюнктуру рынков, недостаточный спрос и загрузку производственных мощностей в совокупности большей проблемой, чем недоступность кредитов. Впрочем, ряд предприятий по-прежнему получает заемные ресурсы на льготных условиях — в частности, путем компенсации из бюджета части процентов по кредитам.

В третьих, если предприятия нуждаются в долгосрочных кредитах, сами банки могут рассчитывать в основном на «короткие деньги» — большая часть привлекаемых ими ресурсов являются краткосрочными. Именно система рефинансирования позволяет поддерживать разрыв в срочности активов и пассивов, а потому процентная политика Нацбанка — «кредитора последней инстанции» — во многом определяет конечную стоимость кредитов для бизнеса. Напомним, согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

Попытки погасить денежной политикой все проблемы, порожденные изъянами и дисбалансами нереформируемой экономики, неэффективностью госсектора, снижением темпов роста экспорта, отсутствием внешних инвестиций, утратой инициативы и предприимчивости менеджмента, заменяемые «ручным управлением», вряд ли способны привести к успеху в долгосрочной перспективе. Но, разумеется, вливание в экономику некоторого количества денег будет способствовать временному росту — до следующего обвала.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений