Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Резонанс
20.07.2004 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Повода для беспокойства нет

Проблемы формирования в Беларуси национальной системы безопасности генно-инженерной деятельности обсудили с журналистами в Национальном пресс-центре ответственные руководители национального координационного Центра биобезопасности, министерств природных ресурсов и охраны окружающей среды и здравоохранения...
Проблемы формирования в Беларуси национальной системы безопасности генно-инженерной деятельности обсудили с журналистами в Национальном пресс-центре ответственные руководители национального координационного Центра биобезопасности, министерств природных ресурсов и охраны окружающей среды и здравоохранения.

Согласно подписанной международной конвенции, известной больше как Картакенский протокол, наша страна взяла на себя определенные обязательства в области биобезопасности, которые закрепила в соответствующем законопроекте "О биобезопасности в Республике Беларусь", принятом парламентариями на весенней сессии с.г.в первом чтении.

Участники пресс-конференции сразу пояснили, что вопрос о соответствующей маркировке продуктов питания на наличие в них генно-модифицированных продуктов, не относится к системе биобезопасности и был в свое время инициирован европейскими странами по чисто политическим мотивам. Ведь главные продуценты генно-модифицированных продуктов - США и Канада.

По  мнению  руководителя  национального координационного Центра  биобезопасности  Александра Ермишина, генно-модифицированным продуктам нет альтернативы ни с экономической, ни с экологической точек зрения. К примеру, в США около 80% выращиваемой сои, одной из самых капризных сельскохозяйственных культур, относится именно к таким продуктам генной инженерии. Внесенные генные изменения позволили сделать сою устойчивой к гербициду "Глифасат", который уничтожает сорняки, не нанося вреда самой сое. В результате урожайность увеличилась на 15-20%, при этом сама культура стала более дружественной к окружающей среде, поскольку меньше требуется усилий для обработки растений.

Вторая по значимости генно-модифицированная культура в США - кукуруза, которая используется в основном как корм. Хлопок вообще является технической культурой. В модифицированных помидорах даже нет чужеродных генов, просто генными инженерами в эту культуру был встроен собственный ген помидора, который препятствует разрушению пектина, что позволяет храниться им 3-4 месяца при комнатной температуре. В Беларусь из перечисленных продуктов, подвергшихся генной модификации, ввозится только соя и кукуруза. Хотя, на взгляд А.Ермишина, модифицированный картофель, устойчивый к колорадскому жуку, был бы востребован как крупными сельскохозяйственными продуцентами, так и дачниками.

Интересно, что само понятие биобезопасности относится только к тем генно-модифицированным культурам, которые имеют на территории использования своих диких сородичей. При этом важно, чтобы новые сорта не вытеснили их из мест привычного обитания, сохранив тем самым биологическое разнообразие. Учитывая, что в диком виде ни соя, ни кукуруза, ни томаты с картофелем в Беларуси не растут, предмет для беспокойства о биобезопасности этих растений как бы отсутствует.

Пока, несмотря на то что под выращивание культур, подвергшихся генной модификации, в мире используется около 70 млн. га сельскохозяйственных площадей, ни один из предполагаемых рисков не стал реальностью, и во многом благодаря  повышенному вниманию к этому вопросу. В Беларуси же вообще пока не создано ни одной генно-модифицированной культуры, хотя принятой программой по развитию генной инженерии на 2003-2005гг. предусматривается создание таким методом около 10 новых видов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений