Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №73(2669) от 26.09.2023 Смотреть архивы


USD:
3.1498
EUR:
3.4355
RUB:
3.348
Золото:
192.6
Серебро:
2.37
Платина:
93.17
Палладий:
127.09
Назад
Факты, комментарии
14.02.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОТЕРИ-ВЕРНУТЬ, НАХОДКИ-ОБЕЗВРЕДИТЬ©

Одной из главных тенденций прошедшей недели следует считать заявления руководства страны о возможности возврата к повышению зарплат и покупательной способности населения. По мнению властей, негативные тенденции 2011 г. в экономике удалось переломить и пора возвращаться к обещанному росту благосостояния.

Одной из главных тенденций прошедшей недели следует считать заявления руководства страны о возможности возврата к повышению зарплат и покупательной способности населения. По мнению властей, негативные тенденции 2011 г. в экономике удалось переломить и пора возвращаться к обещанному росту благосостояния.

Старт дал премьер-министр Михаил Мясникович, заявивший 27 января в Гомеле на торжественном заседании, посвященном Дню белорусской науки, что правительство намерено поднять доходы граждан. По словам премьера, «у нас выполнены соответствующие расчеты. Есть основания говорить, что в течение года будет повышаться заработная плата, с тем чтобы к концу 2012 года восстановить докризисный уровень покупательной способности основной массы населения».

Но легендарный лозунг «жить по средствам» пока не снят с повестки дня. Так, председатель Правления Нацбанка Надежда Ермакова на пресс-конференции 30 января отметила, что эмиссионные деньги в виде кредитов не пойдут на выплату заработной платы. Заметим, что, по данным Нацбанка, приведенным в аналитическом обозрении «Основные тенденции в экономике и кредитно-денежной политике Республики Беларусь», задолженность организаций по кредитам на выплату зарплаты на 1.12.2011 г. составила 1104,5 млрд. Br, или 14% от начисленного за месяц фонда зарплаты, в т.ч. в организациях Минстройархитектуры — 70,1%, Минжилкомхоза — 26,2%, Минпрома — 21,7%, концернов «Беллегпром» — 19,4% и «Беллесбумпром» — 18,8%.

Хотя некоторые предприятия продолжают жить взаймы, глава Нацбанка не исключила роста средней зарплаты в Беларуси до приснопамятных 500 USD. «Все условия для того, чтобы она до этого доросла, есть», — считает Н.Ермакова. Деньги для бюджетников, по ее словам, прописаны в расходной части бюджета, все остальные должны заработать их сами.

В свою очередь, Президент Беларуси Александр Лукашенко во время встречи с Н.Ермаковой 6 февраля заявил, что и без «печатания денег» в течение года — полутора лет средняя зарплата белорусов может вновь превысить 500 USD. А неcколько дней спустя на совещании с правительством глава государства вновь заявил о выходе на докризисный уровень доходов населения. «Да, надо повышать заработную плату. У нас невысокие доходы в целом населения —- особенно у сотрудников бюджетной сферы. Но эти деньги должны быть заработаны. Не надо забывать об уроках недавнего финансового кризиса», — сказал Президент.

Однако чтобы заработать зарплату на докризисном уровне для себя и бюджетников, предприятиям нужен рост несоизмеримо больший, чем запланированный на текущий год прогнозом социально-экономического развития, — слишком значителен был прошлогодний обвал. Так, в 2011 г., по оценке Нацбанка, зарплата в республике в пересчете по средневзвешенному курсу белорусского рубля в декабре 2011 г. составила 342 USD, упав к декабрю 2010 г. на 35,1% (см. график). Инфляция позволила реальной зарплате увеличиться всего лишь на 1,3%, причем в декабре 2011 г. по сравнению с декабрем 2010 г. она снизилась на 13,8%, а девальвация вернула ее к уровню начала 2009 г. Кроме того, как отмечают в Нацбанке, из-за инфляции в 2011 г. денежные средства населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления в национальной валюте обесценились на 26,27 трлн. Br, что составляет 9,6% к ВВП против 2,69 млрд. Br и 1,6% в 2010 г.

В немалой степени именно такие потери позволили предприятиям получить опережающий рост выручки по сравнению с себестоимостью. Это хорошо видно по динамике популярного у современных экономистов показателя «зарплатоемкости» валового внутреннего продукта — отношении суммарной номинальной зарплаты занятого в экономике населения к объему ВВП. В республике она, по предварительным подсчетам, снизилась с 42,4% в 2010 г. до 39,2%, тогда как в 2008-м составляла 26,9%, а в 2009-м — 29,9%. Для сравнения: по данным российской компании ФБК, в среднем в Евросоюзе зарплатоемкость в 2010 г. составляла 38,8%, в т.ч. в Германии, Финляндии и Швеции — 40,8%, Литве — 32,2%, Латвии — 36%, Эстонии — 34,8%, а в России — 39,5%. В 2011 г. среднемесячная зарплата в РФ, по предварительным данным, выросла на 12,2% в номинальном выражении по сравнению с 2010-м и на 3,5% в реальном, а в Казахстане — на 15,1% и 6,1% соответственно. В итоге, как отмечают в Нацбанке, соотношение размеров среднемесячных зарплат в пересчете по среднему официальному курсу национальных валют в декабре 2011 г. в Беларуси и России составило 34,6% против 58,4% на конец 2010 г., а с Казахстаном — 53,2% против 82%. Иными словами, белорусы зарабатывают втрое меньше, чем россияне и вдвое меньше, чем жители Казахстана — замечательный образец равенства условий ведения бизнеса в Едином экономическом пространстве.

Такое падение заработков стало серьезным конкурентным преимуществом для белорусской экономики, отчасти компенсировав отставание в технологиях, инновациях, маркетинге, управлении и прочих направлениях. Снижение доходов населения также привело к сокращению импорта, внутреннего спроса на валюту и сокращению отрицательного сальдо внешней торговли. Но достижения вроде роста экспорта и снижения внешнеторгового дефицита сопровождаются проблемой демотивации работников и миграции трудового капитала. Любая попытка исправить ситуацию повышением зарплат без адекватного роста производительности труда способна разрушить хрупкий баланс, достигнутый в начале текущего года.

Однако социальное равновесие, кажется, беспокоит власти больше, чем экономическое. Так, на упомянутом совещании Президент Беларуси отметил, что его беспокоит большой разрыв зарплат на основных экспортно ориентированных крупных предприятиях: от 800 USD на металлургическом заводе, 700 с лишним на нефтеперерабатывающем — до 480 на «Керамине» и т.д. «Если эти деньги заработаны, если предприятия справляются со своими планами развития — не только потребления, господь с ними — пусть платят деньги хоть по тысяче, хоть по две тысячи долларов, — считает А.Лукашенко. — Но если предприятия не имеют рентабельности, достаточной от своей деятельности, если предприятия сегодня сидят на кредитах — то это не заработная плата. Если не в масштабах страны, то это предприятие в масштабах своего предприятия обязательно грохнется. Поэтому на это надо обращать особое внимание».

Заметим, что усиление дифференциации доходов наблюдается не только на крупнейших заводах, но и между регионами, видами деятельности и отдельными субъектами хозяйствования — в полном соответствии с традиционной формулой «в кризис богатые становятся еще богаче, а бедные — беднее». Но если одни предприятия способны повышать зарплату за счет увеличения доходов от экспорта, то у других такой возможности нет: кто-то работает только на внутренний рынок, кого-то давит рост других статей затрат. Выход многие видят только в увеличении цен, невольно создавая этим предпосылки для очередной волны инфляции — которой власти намерены не допустить. Но тогда не надо и мечтать о быстром восстановлении доходов…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by