$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОТЕНЦИАЛ СТРАХОВАНИЯ:©

25.03.2014

в динамике регулирования и контроля

Страховая деятельность станет в Беларуси очередным полем реформирования. При этом наряду с традиционными методами — усилением контроля и борьбой со сверхприбылями частников — планируется расширить предложение страховых услуг. Остановка за малым — убедить потенциальных клиентов в необходимости таких услуг — если не экономическими стимулами, то административным ресурсом.

На совещании 21 марта по вопросам совершенствования страховой деятельности Президент Александр Лукашенко потребовал вывести эту сферу финансовых услуг на более высокую ступень развития. По его мнению, страхование — один из стратегических секторов экономики, призванный не только служить гарантией защиты имущественных интересов граждан и предприятий, но и обеспечивать приток в народное хозяйство долговременных финансовых ресурсов. А потому эта сфера должна работать четко, без малейших сбоев, формируя необходимые страховые резервы и рационально направляя финансовые потоки в интересах государства и граждан.

Осталось выяснить, почему отечественный страховой рынок отстает от других стран. Так, в Европе уровень участия страхования в экономике втрое выше, чем у нас, сумма взносов на душу населения в республике составляет 80 USD, удельный вес от ВВП — 1,04%, а в России — почти 200% и 1,35% соответственно Объяснения можно поискать в специфике белорусской экономической модели, в которой никто не в состоянии избежать рисков госрегулирования и макроэкономических просчетов чиновников. Остальные риски столь мало пугают компании и граждан, что многие из них видят в страховании скорее лишние расходы, чем механизм защиты. Впрочем, ориентироваться на западную практику на сей раз Беларусь снова не собирается. Президент велел смотреть на собственные интересы и исходить из них, тем более что в рамках ЕЭП создается общий страховой рынок, где у нас есть соответствующие обязательства. Заодно глава государства потребовал остановить распространение среди белорусов страховых полисов иностранных организаций, что сопровождается выводом валюты из страны. Заметим, что вывозу валюты в других случаях отчасти способствует само белорусское законодательство, поскольку согласно п. 2 ст. 1311 НК правила «тонкой капитализации» не распространяются на страховые организации.

Сегодня в Беларуси работает 25 страховых компаний, из которых 8 контролируются государством и занимают 82% страхового рынка. При этом доля добровольного страхования выросла с 49% в 2012 г. до 56,15% в 2013-м. Как отметил первый заместитель министра финансов Владимир Амарин, сегмент обязательного страхования ограничен, а тарифная политика государства имеет социальную направленность.

Чтобы реализовать потенциал страховой деятельности в стране, власти намерены принять меры, стимулирующие ее более динамичное развитие. Такими мерами могло бы стать развитие добровольного страхования, для чего достаточно было бы снять имеющиеся ограничения, создав условия для привлечения инвестиций, обеспечить равную конкуренцию и возможность для развития страховщиками собственной инфраструктуры сопутствующего страхованию бизнеса.

В.Амарин сообщил, что на сегодняшний день размеры собственного капитала страховщиков у негосударственных страховых организаций не превышают предусмотренных законодательством требований к минимальной финансовой достаточности — 1 млн. EUR для рисковых видов страхования и 2 млн. EUR для страхования жизни.

Усилить рост финансового потенциала страхового рынка может повышение требований к минимальному размеру уставного фонда. Это позволит страховать крупные риски и выровнять требования к финансовой достаточности национального страхового рынка с нашими партнерами по ЕЭП. По мнению замминистра, расширение масштабов и снятие ограничений в страховой деятельности, перспектива формирования общего финансового рынка требуют повышения эффективности госрегулирования страхования. Решить эти задачи призван проект указа по совершенствованию страховой деятельности, который обсуждается так давно, что стал почти призрачной легендой.

Обеспечить конкурентоспособность и устойчивость страхового рынка, а также надежную защиту интересов государства и застрахованных лиц власти намерены, обязав госорганы и юрлица, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству, заключать договоры страхования жизни только с государственными страховыми организациями. Обеспечив таким образом равноправие и конкуренцию, власти намерены обязать страховые компании, осуществляющие страхование жизни, дополнительно сверх гарантированного дохода, установленного по договору, направлять на увеличение накоплений граждан не менее 50% прибыли от инвестирования страховых резервов. Это, как объяснил В.Амарин, позволит исключить случаи, подобные возникшему в 2013 г. с Белорусским народным страховым пенсионным фондом, обеспечившим «сверхприбыль своим акционерам за счет госпредприятий», а также повысить привлекательность накопительных видов страхования. По словам замминистра, регистрация и накопление в комплексной информационной системе под управлением Минфина сведений о заключаемых договорах страхования и выплатах по ним позволит эффективно противодействовать страховому мошенничеству, формировать справедливую тарифную политику, минимизировать риски нарушения финансовой устойчивости страховых организаций.

Предлагается ввести 2 новых вида обязательного страхования: гражданской ответственности юрлиц и индивидуальных предпринимателей за вред, причиненный деятельностью, связанной с эксплуатацией отдельных объектов, в т.ч. объектов с массовым пребыванием людей, производственных и иных объектов, создающих повышенную опасность для окружающих, и гражданской ответственности перевозчика при перевозке опасных грузов.

В целях привлечения инвестиций предлагается снять ограничение по размеру вклада учредителя в уставный фонд страховой организации и размеру вклада страховой организации в уставный фонд иной коммерческой организации. Кроме того, предполагается предоставить право страховым организациям с иностранными инвестициями заключать договоры добровольного страхования жизни с гражданами республики. Организациям-страхователям позволят включать в затраты страховые взносы по добровольному страхованию медицинских расходов вне зависимости от формы собственности страховой и медицинской организаций, с которыми заключены договора. Чиновники надеются, что это будет стимулировать субъекты хозяйствования активнее включать в социальный пакет работников оплату медуслуг через страховки. Остается уточнить, найдутся ли у компаний на это деньги и как новые возможности скажутся на себестоимости и прибыли предприятий.

Будут усовершенствованы порядок и условия проведения обязательного страхования, в т.ч. гражданской ответственности автовладельцев. Предлагается предоставить возможность выплаты потерпевшему страхового возмещения в размере фактических расходов на ремонт поврежденной машины, увеличить размер страхового возмещения в случае оформления ДТП без вызова ГАИ с 200 до 400 EUR, оптимизировать систему скидок и надбавок к страховым взносам по договорам внутреннего страхования, снять ограничение по общему размеру страхового возмещения нескольким потерпевшим по одному страховому случаю. Иностранцам, приезжающим в РБ, предлагается дать право использовать иностранный страховой полис без заключения дополнительного договора обязательного медицинского страхования с белорусским страховщиком. При этом регулированием страховых случаев будет заниматься специализированная организация, а страховая сумма увеличится с 5 тыс. до 10 тыс. EUR. По обязательному страхованию принадлежащих гражданам строений предлагается снизить страховой тариф.

Председатель правления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» Сергей Румас отметил, что часть предложений Минфина направлена на либерализацию рынка страховых услуг, а другая, наоборот, еще больше его зарегулирует. Но его мнение услышано тоже частично: глава Администрации Президента Беларуси Андрей Кобяков считает, что «элементы конкуренции должны присутствовать, но она должна быть здоровой». Укрепляться это «здоровье», по-видимому, будет благодаря расширению регулирующих и надзорных полномочий Минфина за страховой деятельностью вообще и денежными потоками в частности. Так, планируется наделить Минфин правом взыскивать в бесспорном порядке находящиеся на счетах страховых организаций денежные средства в случае неисполнения предписаний об устранении нарушений законодательства, приостанавливать операции по счетам и назначать временную администрацию в целях своевременного принятия мер по финансовому оздоровлению страховой компании.

При этом обязательное страхование однозначно должно быть в руках государства, считает Президент. Если уж заставлять организации и народ отдавать деньги, то госорганизациям — это «гарантия для людей, что не украдут, не увезут, пирамиды не создадут».

Охотно верим, что потратить собранные с помощью обязательного страхования деньги государство сможет не увозя их далеко. Да и за добровольным страхованием присмотрит. Прибыль-прибылью, но раскладывать ее по карманам у нас никому просто так не позволят — сначала надо «посмотреть, кому достаются эти относительно легкие деньги».

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях