Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
06.08.2013 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПОСВЯЩЕНИЕ В БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ©

Глобальные тенденции обеспечения прозрачности бизнеса и борьбы с уклонением от уплаты налогов не обходят и Беларусь. Поэтому требования к раскрытию информации будут расти и у нас.

Глобальные тенденции обеспечения прозрачности бизнеса и борьбы с уклонением от уплаты налогов не обходят и Беларусь. Поэтому требования к раскрытию информации будут расти и у нас.

В настоящее время в Беларуси проводятся мероприятия, связанные с реализацией положений закона США «О налогообложении иностранных счетов» (FATCA). Этот закон предусматривает обязанность финансовых институтов (банки, страховые организации, депозитарии) иностранных государств или их налоговых органов предоставлять сведения о банковских счетах граждан США, о наличии ценных бумаг и т.д. в Службу внутренних доходов США (IRS) в порядке, определяемом международными соглашениями.

«ЭГ» уже писала о законе FATCA, в рамках которого Минфином США разработано несколько моделей таких соглашений по обмену информацией. Ряд европейских государств и Япония уже заключили подобные соглашения, Россия еще ведет переговоры по данному вопросу.

Возможность налоговых органов в принципе получать в свое распоряжение информацию об открытых в банках иностранных государств банковских счетах налоговых резидентов и движении по ним в последнее время является достаточно актуальной темой во всем мире. Данные положения содержатся в модельном соглашении ОЭСР по обмену информацией между налоговыми органами. В 2013 г. в МНС Беларуси с предложением заключить подобные соглашения обратилось несколько иностранных налоговых администраций. Однако сделать это мешает отсутствие в белорусском законодательстве нормы, позволяющей нашим налоговикам запрашивать у банков сведения о банковских счетах иностранных граждан для взаимного предоставления информации зарубежной налоговой службе.

Поэтому предлагается с 2014 г. обязать банки по запросу налогового органа предоставлять сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, об имуществе, находящемся на хранении в банке, выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), а также сведения об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Кстати, аналогичные положения действуют в России уже в текущем году.

Кроме того, предлагается обязать банки предоставлять сведения о выданных, возвращенных (погашенных) кредитах банка, начисленных (выплаченных) процентах по вкладам (депозитам) физическому лицу по запросу налогового органа, если физическим лицом денежные средства, начисленные или выплаченные банком, были заявлены в качестве источника денежных средств, использованных на приобретение имущества.

Сейчас при проверках вопроса соблюдения физическими лицами порядка декларирования доходов и имущества, в т.ч. проводимых в целях выявления лиц, живущих «не по средствам», налоговые органы в силу ст. 121 Банковского кодекса (далее — БК) не могут проверить достоверность представленных сведений, если в качестве источника денежных средств, направленных на приобретение дорогостоящего имущества, физическим лицом заявлены кредитные средства банка или проценты, полученные в отношении средств, размещенных им на вкладных (депозитных) счетах в банках. В то же время встречаются случаи получения физическим лицом кредита в банке только для предъявления в налоговый орган кредитного договора как документа, подтверждающего наличие источника денежных средств, направленных на приобретение дорогостоящего имущества. Впоследствии гражданин быстро погашает кредит, например, в течение недели, а в действительности приобретение дорогостоящего имущества производится за счет «теневых доходов». Таким образом, кредитный договор нужен лишь для легализации «теневых доходов» и уклонения от налогообложения.

Отметим, что Нацбанк уже принимает соответствующие меры. Одна из них — письмо от 28.07.2013 № 23-14/68 «О предоставлении информации о бенефициарных собственниках», согласно которому во исполнение требований ст. 123 БК для приобретения в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление или получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом, в том числе акционером банка, либо группой физических и (или) юридических лиц, связанных между собой договором, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, 5 и более процентов акций в уставном фонде банка, а также на все последующие приобретения указанными лицами акций банка приобретатель, доверительный управляющий обязаны получить в установленном порядке разрешение Нацбанка. Перечень документов, необходимых для получения такого разрешения, установлен п. 34 Инструкции о государственной регистрации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и лицензировании банковской деятельности, утв. постановлением Правления Нацбанка от 7.12.2012 № 640 (далее — Инструкция). В частности, в числе прочих документов в Нацбанк предоставляются сведения о предполагаемых бенефициарных собственниках банка, каждый из которых станет таковым в отношении 5 и более процентов акций банка. Такие лица, в т.ч. учредители и акционеры, в соответствии с п. 8 Инструкции должны соответствовать требованиям, установленным п.п. 10 и 11 Инструкции.

Принимая во внимание, что прозрачность структуры собственности банка является одним из лицензионных требований, которое должно постоянно соблюдаться, ответственность за соответствие бенефициарных собственников установленным Инструкцией требованиям несет банк. Поэтому на него возлагается обязанность по сбору информации, подтверждающей соответствие бенефициарных собственников банка установленным требованиям. Необходимая информация может быть получена банком из представленных в его адрес документов либо иным доступным ему способом (например, из открытых источников). При этом представляется оправданным, чтобы порядок проверки таких сведений определялся банком самостоятельно в его локальных нормативных правовых актах.

В случаях, если законодательством страны нерезидента не предусмотрена выдача документов, определенных Инструкцией, заявителем могут быть представлены в Нацбанк письменные заверения таких лиц об их соответствии установленным требованиям. Вместе с тем такие заверения могут приниматься Нацбанком лишь при условии представления одновременно с заверениями документов, подтверждающих отсутствие в стране нерезидента указанной обязанности. Это могут быть разъяснения адвокатских контор, органов юстиции, консульских учреждений, дипломатических представительств и др. До принятия решения о выдаче разрешения Нацбанком осуществляется анализ представленной информации, проверяется ее достоверность.

В случае непредставления в Нацбанк информации, свидетельствующей о соответствии приобретателя, а также учредителей, акционеров и иных бенефициарных собственников банка установленным требованиям, заявителю будет отказано в выдаче разрешения с учетом оснований, предусмотренных ст. 123 БК, в соответствии с которой выдача разрешения не допускается, если для получения разрешения Нацбанка представлены не все необходимые документы или в результате приобретения акций структура собственности банка и (или) хотя бы один из его бенефициарных собственников, который будет являться таковым в отношении не менее 5% акций банка, не будут соответствовать требованиям, установленным Нацбанком.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by