Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
20.10.2017 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поставка некачественной продукции и неустойка

Поставщиком был отгружен товар покупателю в августе 2017 г. В этом же месяце покупателем в адрес поставщика была выставлена претензия за поставку некачественной готовой продукции в сумме стоимости некачественного товара в размере 200 BYN. Директором поставщика принято решение удовлетворить претензию покупателя путем проведения взаимозачета на всю сумму претензии. Акт взаимозачета составлен и проведен покупателем в сентябре 2017 г.

Некачественная продукция от покупателя поставщику на устранение недостатков не возвращалась, затраты на устранение недостатков товара от покупателя поставщику не выставлялись.

Как отразить на счетах бухгалтерского учета указанные операции в августе и сентябре 2017 г. и оформить их документально?

Включаются ли в состав затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли, претензии, выставленные поставщику от покупателя за готовую продукцию?

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в соб­ственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РБ, далее – ГК).

В соответствии с п. 1 ст. 439 ГК продавец (организация) обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

В случае поставки некачественного товара согласно п. 1 ст. 445 ГК покупатель вправе по своему выбору потребовать:

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

– возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Если некачественный товар имеет существенные недостатки (неустранимые), то покупатель в соответствии с п. 2 ст. 445 ГК имеет право:

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

– потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.

Покупатель обязан известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) упаковке товара в срок, предусмотренный законодательством (ст. 21 Закона от 9.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей») или договором, а если такой срок не установлен – в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара (п. 1 ст. 453 ГК).

По общему правилу для разрешения спорных ситуаций, возникающих между субъектами хозяйствования в связи с ненадлежащим исполнением обязательства, покупатель имеет право направить претензию поставщику (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено законодательством или договором (ч. 2 п. 2 ст. 10 ГК, п. 1 приложения 1 к Хозяйственному процессуальному кодексу РБ, далее – ХПК).

В претензии указываются, в частности: наименование заявителя и получателя претензии; обстоятельства, на основании которых предъявлена претензия; доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. К претензии прилагаются копии документов, обосновывающие и подтверждающие предъявленные требования, либо выписки из них, которые отсутствуют у получателя претензии (п. 2, 3 приложения 1 к ХПК).

Если при приемке товаров по количеству и качеству будут выявлены недостача товара или его ненадлежащее качество, то результаты приемки оформляются актом приемки товаров по количеству и качеству (далее – акт), составляемым в день их выявления (п. 39 Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утв. постановлением Совмина от 3.09.2008 № 1290, далее – Положение № 1290).

Типовая форма акта законодательством не установлена, соответственно, организации должны разрабатывать ее самостоятельно с учетом требований, предъявляемых законодательством к составлению первичных учетных документов. При этом данный акт дол­жен содержать информацию, перечисленную в п. 40 По­ложения № 1290 (абз. 4 п. 4 ст. 9, п. 4 ст. 10 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Акт подписывается всеми лицами, участвующими в приемке товаров. Лицо, выразившее несогласие с содержанием акта, обязано изложить в письменном виде свое мнение (прилагается к акту), о чем в акте делается соответствующая отметка. При отказе лица, принимавшего участие в приемке товаров по количеству и качеству, от подписания акта в нем делается об этом запись. Данный акт утверждается руководителем юридического лица, осуществляющего приемку товаров (ч. 1–3 п. 41, ч. 1 п. 43 Положения № 1290).

Следует обратить внимание, что получатель претензии (организация) в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не установлен законодательством или договором, обязан письменно уведомить заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии. Ответ на претензию подписывается получателем претензии или его представителем и направляется заявителю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись (п. 6 приложения к ХПК «Претензионный порядок урегулирования спора»).

Расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по присужденным судом или признанным должником неустойкам (штрафам, пеням) и другим видам санкций за нарушение условий договоров согласно ч. 10 п. 59 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утв. постановлением Минфина от 29.06.2011 № 50 (далее – Инструкция № 50), подлежат учету на субсчете 76-3 «Расчеты по претензиям» сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В соответствии с п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102), неустойки (штрафы, пени) и другие виды санкций за нарушение условий договоров, присужденные судом или признанные организацией, подлежащие к уплате, включаются в состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на субсчете 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности».

Таким образом, на дату отправки заказной корреспонденции с ответом на претензию или ее вручению покупателю, предъявившему претензию, под роспись в бухгалтерскому учете поставщика следует произвести запись:

Д-т субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» – К-т субсч. 76-3 «Расчеты по претензиям» – на сумму предъявленной и признанной претензии.

Документальным основанием для отражения указанной хозяйственной операции в бухгалтерском учете может служить ответ на претензию или иной документ, отвечающий требованиям, предъявляемым к первичному учетному документу (к примеру, бухгалтерская справка) (п. 2, ч. 2 п. 4 ст. 10 Закона № 57-З).

В соответствии с п. 1 ст. 381 ГК обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Таким образом, поставщик (организация) вправе заявить о зачете задолженности покупателя за отгруженный товар в счет оплаты предъявленной им претензии.

Взаимозачет в бухгалтерском учете поставщика отражается записью:

Д-т субсч. 76-3 – К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – на сумму предъявленной претензии.

Следует отметить, что в силу того, что для зачета достаточно заявления одной стороны, такое заявление поставщика делает зачет встречных однородных требований свершившимся фактом.

Документальным основанием для отражения указанной хозяйственной операции в бухгалтерском учете может служить акт взаимозачета, оформленный в порядке, установленном законодательством (п. 2, ч. 2 п. 4 ст. 10 Закона № 57-З), отправленный или врученный покупателю под роспись.

Для целей налогового учета согласно подп. 3.1 п. 3 ст. 129 Налогового кодекса суммы неустоек (штрафов, пеней), суммы, подлежащие уплате в результате применения иных мер ответственности, в т.ч. в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств, включаются в состав внереализационных расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

В соответствии с п. 93 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утв. постановлением Кабинета Министров от 8.07.1996 № 444 (далее – Положение № 444), в случае, если поставленный товар не соответствует по качеству стандартам, другой нормативно-технической документации, образцам (эталонам) или иным условиям договора, а также если поставлен некомплектный товар, поставщик уплачивает покупателю неустойку (штраф) в размере 25% стоимости некачественного либо неукомплектованного товара, если в Положении № 444 или договоре не установлено иное.

При этом согласно п. 94 Положения № 444 в случаях поставки ненадлежащего качества или некомплектного товара с поставщика взыскиваются неустойка (штраф) и причиненные такой поставкой убытки без зачета неустойки (штрафа).

Таким образом, если условиями договора куп­ли-­продажи не предусмотрен размер неустойки за поставку некачественного товара, то размер неустойки определяется п. 93 Положения № 444.

Но в любом случае предъявленная покупателем сумма претензии учитывается при налогообложении прибыли поставщика как внереализационный расход. Оснований для включения ее в состав затрат, не учитываемых при налогообложении, не имеется.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений