Проблемы и решения
06.08.2002 4 мин на чтение
мин
Постановка на учет ОИС
Подведены первые итогиПодведены первые итоги
Развитие рынка интеллектуальных услуг, введение в гражданский оборот новейших технологий напрямую связаны с выпуском конкурентоспособной продукции. Понимают это и в нашей стране. В соответствии с Указом Президента от 2000-08-31г. N 479 с изменениями, внесенными Указом от 8.11.2001г. N 642, субъектам хозяйствования республики предоставлялась возможность поставить на учет до 1.01.2002г. на льготных условиях такие объекты интеллектуальной собственности (далее - ОИС), как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, компьютерные программы. Причем льготированием были охвачены два основных направления: оценочная стоимость выявленных при инвентаризации объектов и обороты по предоставлению на территории Республики Беларусь прав на использование ОИС в 2001 - 2002 годах. Высвободившиеся средства предусматривалось использовать на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ и капвложений по приобретению прав на ОИС (уступки прав на ОИС, лицензий). Первые итоги - анализ результатов осуществлялся по данным 2000 - 2001 годов на основании информации 22 республиканских органов госуправления и 10 коммерческих организаций - таковы.
Предоставленными льготами воспользовалось 481 предприятие. Всего было поставлено на бухгалтерский учет 839 объектов, из них изобретений - 401 (47,8%), товарных знаков - 199 (23,7%), полезных моделей 92 (11%), промышленных образцов - 32 (3,8%), компьютерных программ - 115 (13,7%). Сумма полученных льгот в 2001г. составила 1688,0 тыс.руб.
Здесь необходимо отметить, что ОИС, выявленные и оприходованные после 8.11.2001г. (их в соответствии с Указом N 642 подлежало отражать в составе фондов спецназначения), уже не подпадали под налогообложение. Поэтому учесть высвобождавшиеся средства после этой даты не представлялось возможным.
К сожалению, при проведении анализа мы руководствовались лишь количественными показателями. Оценить эффективность использования ОИС в настоящее время нельзя, так как отсутствует специальная методика. Кроме того, рассчитать эффект можно только спустя 3-5 лет после начала использования объектов.
Тем не менее в целом коммерческие и некоммерческие организации проявили заинтересованность и высказались за целесообразность дальнейшего предоставления льгот по налогообложению для ОИС. Поддерживая их предложения и учитывая полученные данные, Комитет по науке и технологиям принял решение ходатайствовать перед Президентом:
о продлении срока действия Указа от 2000-08-31г. N 479 до 2006г., продолжив работу по постановке на бухгалтерский учет ОИС с отнесением оценочных сумм в фонды спецназначения;
о расширении перечня объектов ОИС;
о снятии территориальных ограничений действия Указа N 479;
о снижении ставки налога на прибыль, получаемую предприятиями за счет использования ОИС в собственном производстве;
о предоставлении субъектам хозяйствования льготы в виде освобождения от обязательной продажи валютной выручки, полученной от реализации прав на ОИС (лицензионные договора);
об освобождении в течение 3-5 лет от налогообложения прибыли (выручки), полученной от продажи лицензий на ОИС, а также прибыли (дохода) и валютной выручки, получаемых организацией от использования ОИС в результате покупки лицензии.