Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поспорим с МВФ?!

Прогноз МВФ относительно уровня инфляции в Беларуси в 2004г. критичен: нас ожидает 22,7% повышательной динамики среднего уровня цен в экономике. Такую оценку содержит распространенный обзор перспектив развития мировой экономики.
Прогноз МВФ относительно уровня инфляции в Беларуси в 2004г. критичен: нас ожидает 22,7% повышательной динамики среднего уровня цен в экономике. Такую оценку содержит распространенный обзор перспектив развития мировой экономики.
 
На чем основан этот вывод и в какой мере с ним можно согласиться? Обычно инфляционные прогнозы Фонда учитывают два фактора: оценку темпов роста денежной массы и динамику курса национальной валюты.

В жизни влияние других факторов также имеет место, поэтому доводы МВФ можно оспорить, признавая, что обозначенный уровень близок наиболее вероятному: в текущем году инфляция в нашей стране может быть удержана в пределах 20%, полагают белорусские эксперты.

Статистика свидетельствует, что по итогам I квартала прирост индекса потребительских цен составил 5%, рост цен на продовольствие -- 6,3%. Сдерживание цен на плодоовощную продукцию в феврале и марте все же не смогло компенсировать их роста в силу сезонного фактора, а также из-за снижения объема продаж на неорганизованных рынках. В результате ИПЦ на овощи -- 12,7%.

В это время цены на непродовольственные товары "прибавили в весе" на 2,3%, а цены производителей промышленной продукции -- на 8,5% (против 9,7% в I квартале прошлого года). На эту динамику значительное влияние оказало повышение цен и тарифов в реальном секторе на природный газ, электрическую и тепловую энергию, ставшее причиной прироста цен на продукцию электроэнергетики в марте т.г. на 17,5% в сравнении с декабрем 2003г. Последнее негативно отразилось на эффективности работы в других отраслях. Наиболее интенсивно росли цены в черной металлургии, комбикормовой и мукомольно-крупяной промышленности. Индекс цен на строительно-монтажные работы увеличился на 6,8% (в январе -- марте 2003г. -- на 8,1%). Увеличение тарифов на трубопроводном транспорте (на 19,7%) повлекло прирост индекса тарифов на грузовые перевозки на 4,7% (против 6,1% в 2003г.).

Прирост цен на группу товаров и услуг, учитываемых при расчете базового индекса потребительских цен, составил 5,1%. Опережение роста базовой инфляции над динамикой ИПЦ объясняется тем, что темп роста цен административно-регулируемых товаров и услуг в структуре расходов населения ниже, чем на товары, используемые при расчете индекса базовой инфляции.

Подготовленное правительством решение о повышении тарифов на услуги ЖКХ на 55%, отзовется в ближайшее время дополнительным приростом ИПЦ более чем на 0,4%. А с учетом других факторов (в т.ч. рост тарифов на автомобильные перевозки) инфляция в апреле может набежать до 1,5% -- прогнозируют экономисты.

Пока ситуация остается сбалансированной вследствие относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры: экспортные цены все еще выше импортных. Кроме того, в этом году темпы девальвации белорусского рубля по отношению к валютам стран -- основных торговых партнеров ощутимо ниже. А по отношению к доллару национальная валюта даже укрепилась на 0,3%. Это значит, что темпы роста цен на промышленную продукцию будут меньше, чем год назад.

Подход же к регулированию цен, заложенный на государственном уровне, и система ценообразования малоэффективны в управлении инфляцией. Угнетение роста цен имеет всегда временный эффект, следующее за ним лоббирование интересов субъектов хозяйствования и целых отраслей с лихвой перекрывает сдерживание. Сегодня, например, статус наиболее активного "лоббиста" принадлежит Минторгу, выступающему за повышение торговых надбавок в предприятиях торговли. Ограничения надбавок привели к тому, что по итогам I квартала торговая отрасль сработала убыточно. Либеральный тезис о том, что цены должны быть максимально свободны при условии значительного ограничения (отсутствия) денежной эмиссии, остается пожеланием, ценность которого не осознана органами госуправления.

Когда в результате контроля становится очевидным перебор поблажек в интересах лоббистов, правительству достает твердости замораживать на пару месяцев раздачу преференций. Летом, как всегда, будет наблюдаться сезонное снижение цен в целом, однако с учетом сложившейся закономерности, где-то в июле можно ожидать разрешений сверху повышать цены "на отдельные" виды товаров. Глобальные изменения, как водится, последуют с сентября, вслед за введением новых закупочных цен на сельхозпродукцию.

Индексация доходов будет обеспечена вместе с максимально включенным административным контролем над органами статистики. Поэтому можно утверждать, что отчетная цифра по инфляции будет не более 20%. Но при этом будет создан инфляционный потенциал (возможный дополнительный рост цен в случае их либерализации), который проявит себя в 2005г.

Позиция Национального банка в отношении сдерживания среднего уровня цен в экономике недавно отражена им в плане мер по выполнению задания по уровню инфляции -- 14--19%. Для этого, в частности, темпы прироста рублевой денежной базы предусмотрены на 24--27%, девальвация обменного курса белорусского рубля по отношению к доллару США -- на 4--10% с учетом динамики обменного курса национальной валюты к российскому рублю. Планом предусмотрено также недопущение в течение бюджетного года финансирования дефицита республиканского бюджета инфляционными источниками.

Если все получится, значит, МВФ не прав...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений