Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Торговля. Общепит
24.09.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Поспешать, но с оглядкой

Именно таков главный смысл рекомендаций, принятых участниками двухдневного семинара-конференции для специалистов среднего звена по проблемам внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования малого и среднего предпринимательства и перспектива...

Именно таков главный смысл рекомендаций, принятых участниками двухдневного семинара-конференции для специалистов среднего звена по проблемам внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования малого и среднего предпринимательства и перспективам их развития после ожидаемого присоединения Беларуси ко Всемирной торговой организации.

Работа по вступлению республики в ВТО была начата в 1995 г. В настоящее время, судя по активизации переговорного процесса уполномоченных государственных органов со странами -- членами этой организации (в октябре-ноябре должен состояться четвертый по счету раунд) и "выносу" проблемы на правительственный уровень (напомним, что 21 августа с.г. Советом Министров и Нацбанком принято постановление N 1127/22, одобрившее план работ по приведению отечественного законодательства в соответствие с требованиями ВТО), процесс вышел на качественно новый уровень. Проведение семинара-конференции -- лишнее тому подтверждение.

В целом перспектива приобщения к мировой торговле пришлась участникам по душе: Беларусь станет полноправным партнером торговых отношений, избавится от дискриминационных мер в отношении экспорта своих товаров, получит доступ на рынки других государств и возможность участвовать в регулировании и совершенствовании правил международной торговли. У внешних инвесторов появится больше доверия к вложению средств в экономику страны, что очень важно для обновления ее основных фондов. В конечном итоге повысится жизненный уровень населения.

Однако, как показала дискуссия, в настоящее время большинство наших хозяйственников озабочены не столько тем, какие преимущества они получат от неизбежного, похоже, альянса с мировым торговым "бомондом", сколько тем, в какой степени будут при этом защищены их экономические интересы на собственных рынках, т.е. насколько совершенным будет национальное законодательство. Показателен в этом отношении тот факт, что в качестве одной из рекомендаций семинара стало пожелание усилить влияние и координацию в переговорном процессе Министерства экономики. Да, МИД многое делает для ускорения вступления Беларуси в ВТО, но эти проблемы, посчитали собравшиеся, больше касаются все же экономических аспектов. Не случайно в России ими занимается Министерство экономического развития и торговли. При этом, как показывает мировой опыт, особое внимание следует уделить подготовке к условиям ВТО предприятий и организаций среднего и малого бизнеса.

К слову, защищая интересы своих членов, Белорусская научно-промышленная ассоциация, под патронажем которой и проходил семинар, создала специальную рабочую группу, которая уже внесла в правительство программу подготовительных работ по всему комплексу проблем, связанных со вступлением Беларуси в ВТО, подключив к ее разработке и реализации научные учреждения, объединения промышленников и предпринимателей, ведущих экспертов. Она же предложила правительству разработать в ближайшее время структурную политику развития (с учетом условий ВТО) отраслей и важнейших производств, определить степень влияния этих условий на функционирование и жизнедеятельность каждого предприятия, хотя бы приблизительно оценить те риски, которым субъекты -- от отраслей экономики до индивидуальных предпринимателей -- могут подвергнуться при вступлении.

Пожелание благое, но, думается, трудновыполнимое. Но и этого участникам семинара показалось мало: следуя старой советской привычке защищать все родное-привычное, они воззвали и к необходимости разработать защитные меры по сохранению "важных" отечественных народнохозяйственных комплексов. Во-первых, представляется, что для экономики в одинаковой степени важны все ее составляющие, во-вторых, вряд ли согласятся с такой позицией работники "не важных" отечественных комплексов, и в-третьих, насколько вообще такой подход согласуется с политикой ВТО предоставлять субъектам хозяйствования одинаковые условия для функционирования.? Целесообразно, отмечается в принятых рекомендациях, настаивать в ходе переговорного процесса и на сохранении в республике конкурентных производств и снижении таможенных ограничений на импорт, изучить и проанализировать опыт хозяйствования постсоветских стран (Грузии, Молдовы и др.), уже ставших членами ВТО.

Согласно вышеупомянутому постановлению правительства и Нацбанка в Беларуси предстоит привести в соответствие с требованиями ВТО 44 национальных нормативных правовых акта, в т.ч. 17 законов. Однако участники конференции справедливо посчитали, что и все новые аналогичные документы следует принимать с учетом этих требований, что, помимо всего прочего, способствовало бы ускорению реформ и долгожданной либерализации национальной экономики. Весьма полезной и эффективной при этом была бы координация работ с аналогичной группой, созданной при Российском союзе промышленников и предпринимателей. Подобная координация весьма желательна еще и для того, чтобы оценить последствия возможного "опережающего" вступления в ВТО России, с которой, как известно, у нас единое таможенное пространство.

Конечно, во всех смыслах лучше бы "войти" в мировую торговлю одновременно со страной-соседкой. Но вряд ли это получится: Россия провела уже 15 раундов переговоров и, по оценкам экспертов, сможет стать полноправным членом ВТО уже в течение ближайшего года. В активе Беларуси только три раунда. Но главную нестыковку специалисты видят во все увеличивающемся расхождении наших экономических систем. Россия, как известно, имеет иные, нежели Беларусь, налоговую, валютную, таможенную системы, в ней в основном завершены процессы приватизации. Наблюдается реальный подъем экономики, как правило, на новой технологической основе, особенно в легкой, пищевой, мебельной и других отраслях. Отечественная экономическая система на этом фоне выглядит совсем по-другому: практически полная регламентация деятельности субъектов хозяйствования, доведение до них разного рода показателей... Исходя из всего этого те же эксперты отводят Беларуси на вступление 5--7 лет, и то при условии начала позитивных изменений в ее экономической системе. Так что соревноваться в сроках вступления в ВТО с Россией нам уже не пристало, и единственное, что мы в этих условиях можем и должны сделать -- подготовиться к нему действительно не спеша, но так, чтобы выгоды для страны, ее комплексов и отдельно взятых товаропроизводителей были максимальными, а издержки -- наименьшими.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by