Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Консультации
28.03.2017 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пособия по временной нетрудоспособности — и по беременности и родам: есть изменения

Постановлением Совмина от 21.03.2017 № 209 (далее – постановление № 209), вступившим в силу с 24 марта 2017 г., внесены изменения в несколько нормативных правовых актов по социальному обеспечению.

Наибольший интерес представляют нововведения, предусмотренные в порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, а также государственными пособиями семьям, воспитывающим детей. Кроме того, определенные уточнения внесены и в порядок начисления взносов по государственному социальному страхованию.

Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам

В частности, в новой редакции ч. 2 п. 21 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утв. постановлением Совмина от 28.06.2013 № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Положение о пособиях по временной нетрудоспособности и постановление № 569 соответственно), установлено, что в случаях переподчинения, реорганизации, смены собственника имущества плательщика, перевода работника к другому плательщику в расчетном периоде или в месяце возникновения права на пособие по временной нетрудоспособности размер среднедневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом заработка за период работы до наступления указанных случаев на основании сведений о заработке, истребованных плательщиком, назначающим пособие. Ранее здесь рассматривались только случаи переподчинения, реорганизации плательщика и смены собственника его имущества в течение расчетного периода.

В ч. 5 п. 21 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности, также изложенной в новой редакции, предусмотрено, что работникам, принятым на работу к плательщику, назначающему пособия в расчетном периоде, и отработавшим расчетный период не полностью, размер среднедневного заработка для исчисления пособий, как и прежде, определяется за фактически отработанное время. При этом заработок для исчисления пособия по беременности и родам работникам за каждый полный календарный месяц расчетного периода при полной норме продолжительности рабочего времени (ранее последнее уточнение отсутствовало) учитывается в размере, не превышающем величину средней заработной платы работников в республике за соответствующий месяц.

Сохранено правило (ч. 2 п. 23 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности), согласно которому при исчислении пособий исходя из тарифной ставки (оклада) применяется ее (его) среднедневной размер, который определяется для каждого месяца, в котором имели место временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, путем деления размера тарифной ставки (оклада) на число календарных дней в данном месяце. В то же время ч. 2 п. 23 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности дополнена нормой, в соответствии с которой при этом при исчислении пособия по беременности и родам работникам, принятым на работу к плательщику, назначающему пособия, в расчетном периоде и отработавшим расчетный период не полностью, тарифная ставка (оклад) при полной норме продолжительности рабочего времени применяется в размере, не превышающем величину средней заработной платы работников в республике за месяц, в котором возникло право на пособие.

Как и ранее, премии и иные выплаты включаются в заработок за тот месяц, в котором они выплачены, а месяцем их выплаты считается месяц, на который они приходятся согласно лицевому счету, расчетной ведомости (ч. 3 п. 24 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности). В то же время здесь уточнено, что если из числа календарных дней месяца расчетного периода, в котором выплачены премии и иные выплаты, исключаются календарные дни освобождения от работы в соответствии с ч. 2 п. 22 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности (дни трудового и социального отпусков, временной нетрудоспособности, простоя не по вине работника и освобождения от работы в соответствии с законодательством в других случаях) и в этом месяце отработаны не все рабочие дни (часы) по графику работы работника, премии и иные выплаты включаются в заработок для исчисления пособий пропорционально отработанным рабочим дням (часам) в данном месяце.

Изменения внесены и в порядок определения среднедневного заработка, который используется при исчислении пособий исходя из тарифной ставки (оклада) либо исходя из среднего заработка.

Напомним, что согласно ч.ч. 2 и 3 п. 23 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности при исчислении пособий исходя из тарифной ставки (оклада) применяется ее (его) среднедневной размер, который определяется для каждого месяца, в котором имели место временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам, путем деления размера тарифной ставки (оклада) на число календарных дней в данном месяце, а при исчислении пособий исходя из среднего заработка применяется размер среднедневного заработка, определенный для соответствующей вы­платы в порядке, установленном законодательством. Если работнику производилось несколько таких выплат, пособия исчисляются из более высокого размера среднедневного заработка.

Кроме того, в ч. 5 п. 24 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности установлено, что заработок для исчисления пособий за каждый календарный месяц расчетного периода не может превышать сумму, на которую начисляются обязательные страховые взносы в соответствии с законодательством. С 24 марта 2017 г. эта часть дополнена нормой, согласно которой размер среднедневной тарифной ставки (оклада) и среднедневного заработка, применяемых при исчислении пособий в соответствии с ч.ч. 2 и 3 п. 23 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности, не может превышать размера среднедневной предельной суммы выплат, на которую начисляются обязательные страховые взносы за работника в соответствии с законодательством, в месяце возникновения права на пособия.

В соответствии с новой редакцией ч. 1 п. 26 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности лицам, самостоятельно уплачивающим обязательные страховые взносы в бюджет фонда в соответствии с законодательством, пособия исчисляются из размера среднедневного дохода за календарный год, предшествующий году, в котором возникло право на пособия. Ранее в данной норме содержался исчерпывающий перечень таких лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы в бюджет фонда, в который входили индивидуальным предприниматели, физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, адвокаты, творческие работники, физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, а также граждане, работающие в представительствах международных организаций в Беларуси, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Беларуси.

Ранее пособие по временной нетрудоспособности могло быть назначено до окончания временной нетрудоспособности, только если она продолжалась более 30 календарных дней, Это правило отменено: согласно новой редакции ч. 2 п. 36 Положения о пособиях по временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности назначается после окончания временной нетрудоспособности, а также до ее окончания на основании листка нетрудоспособности, выданного в порядке, установленном законодательством. При этом случаи, когда пособие по временной нетрудоспособности назначается до ее окон­чания, не оговариваются.

Государственные пособия семьям, воспитывающим детей

Постановлением № 209 внесены изменения и в Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утв. постановлением № 569 (далее – Положение о детских пособиях).

Так, ч. 1 п. 4 Положения о детских пособиях, содержащая перечень документов, на основании которых может определяться место назначения государственных пособий, дополнено сведениями о постановке на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее – фонд) – для лиц, участвующих в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза.

Дополнение внесено и в ч. 4 п. 38 Положения о детских пособиях, в которой перечислены документы, на основании которых подтверждается занятость в Беларуси на день обращения за назначением государственного пособия: для лиц, участвующих в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза, таким основанием служат сведения о постановке на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию

Из Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утв. постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень), исключен п. 8, в который входили ежемесячные выплаты, предусмотренные в подп. 1.4 п. 1 Декрета Президента от 7.12.2012 № 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности» (далее – Декрет № 9).

Это изменение обусловлено утратой силы с 1 июня 2016 г. Декрета № 9, согласно которому указанные выплаты в дополнение к заработной плате производились работникам 9 предприятий (ОАО «Борисовдрев», ОАО «Витебскдрев», ОАО «Гомельдрев», ОАО «Ивацевичдрев», ОАО «Мостовдрев», ОАО «Речицадрев», ОАО «ФанДОК», ОАО «Могилевдрев» и РПУП «Мозырский деревообрабатывающий комбинат») в период действия их контрактов.

Кроме того, Перечень дополнен п. 9, согласно которому не начисляются взносы по государственному социальному страхованию и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на денежные выплаты за счет средств международной технической помощи Европейского союза, производимые работающим гражданам, участвующим в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза.

Порядок постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов

В п. 1 Положения о порядке постановки на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов, утв. постановлением Совмина от 10.07.2009 № 917 (далее – Положение о постановке на учет), внесено дополнение, согласно которому этот нормативный акт распространяется также и на представительства иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Беларуси. Соответствующее изменение внесено и в подп. 3.2 п. 3 Положения о постановке на учет, содержащий перечень документов, представляемых для постановки на учет в органах Фонда социальной защиты населения (далее – Фонд).

Пункт 3 Положения о постановке на учет также дополнен перечнем документов, представляемых для постановки на учет в органах Фонда гражданами Беларуси, иностранными гражданами и лицами без гражданства, работающими в Беларуси и участвующими в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза. В него входят:

– документ, удостоверяющий личность;

– копия трудового и (или) гражданско-правового договора, заключенного с получателем международной технической помощи, заверенная этим получателем;

– копия проекта международной технической помощи, зарегистрированного в Министерстве экономики, заверенная в установленном законодательством порядке.

Что касается снятия с учета в органах Фонда, то, согласно дополнению, внесенному в п. 7 Положения о постановке на учет, датой снятия с учета представительства иностранной организации считается день прекращения его деятельности в случаях ликвидации иностранной организации, открывшей представительство, прекращения действия международного договора Республики Беларусь, на основании которого открыто представительство, истечения срока действия разрешения на открытие представительства, а также по решению иностранной организации, открывшей представительство, Министерства ино­странных дел и суда в случаях, предусмотренных законодательством.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений