$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Пособие на детей или на выпивку?

19.12.2006

Каждый раз, когда в ходе пленарных заседаний рассматриваются вопросы, связанные с защитой детей и ответственностью родителей за их воспитание, в Овальном зале вспыхивают споры. Вот и обсуждение Декрета от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» проходило весьма эмоционально.

Причем депутаты не только поддержали жесткие нормы правового нормативного акта, названные некоторыми экспертами негуманными и нецивилизованными, но даже предлагали применить к родителям, уклоняющимся от воспитания детей, более кардинальные меры — вплоть до стерилизации и отправки их в специальные лагеря в чернобыльской зоне.

Какие цели преследовали разработчики проекта Декрета? Почему парламентарии — а в нынешнем созыве немало педагогов и врачей — отстаивают столь суровые подходы? Ответить на эти вопросы, на наш взгляд, поможет присланная недавно в редакцию «ЭГ» статья Владимира ЗДАНОВИЧА, председателя комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу.

Беларусь за последние десять лет достигла значительных успехов в области экономики, культуры, образования, социальной сфере. Но при этом сегодня у нас свыше 35 700 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них около 28 тыс. — социальные сироты. Последнюю группу составляют дети, оказавшиеся на государственном содержании при живых трудоспособных родителях. Кроме этого на учете в территориальных центрах социального обслуживания населения состоит еще 19,5 тыс. неблагополучных семей, в которых находится 36 754 ребенка. Ежегодно у пьяниц, наркоманов, лиц, ведущих аморальный образ жизни, изымается около 5 тыс. детей. Делается это для того, чтобы они с первых шагов не впитывали в себя жизненный негатив, чтобы впоследствии не повторяли путь родителей.

Суд лишает таких отцов и матерей родительских прав, и в дальнейшем содержанием и воспитанием их детей, как правило, занимается государство. Действует целая сеть учреждений — школы-интернаты, приюты, детские деревни, территориальные центры социального обслуживания населения, комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних… Такая система требует больших бюджетных затрат. Только на питание, одежду, обувь и предметы первой необходимости для одного ребенка требуется до 250 тыс. Br в месяц. А добавьте сюда стоимость эксплуатации зданий, транспорта, зарплату педагогам, обслуживающему персоналу и т. д.

Цифры в итоге получаются впечатляющие. Хотя более логично было бы направить их на поддержку здоровых, благополучных семей.

Поэтому в июле прошлого года внесены поправки в действующее законодательство. В соответствии с ними родители, которые уклоняются от воспитания и содержания собственных чад, обязаны возмещать расходы государства на эти цели. За уклонение от возмещения установлена даже уголовная ответственность.

Однако в ходе правоприменительной практики выявился целый ряд проблем. Прежде всего это сложность привлечения таких лиц к труду с целью последующего возмещения расходов. Большинство горе-родителей не имеет не то что специальности, даже паспортов, они годами не работали и не желают работать. Так, в первом полугодии 2006 г. суды направили в органы государственной службы занятости 15 076 человек, из них явилось туда всего 1470, а трудоустроились на постоянную работу лишь 358. Возбуждение уголовных дел, лишение свободы таких лиц не увеличивает денежные поступления. Наоборот, ведь среднемесячная стоимость содержания одного осужденного к лишению свободы составляет 121 806 Br, а его средняя зарплата — 55 548 Br.

Естественно, терпеть такое положение дальше нельзя. Поэтому и понадобилась разработка проекта правового нормативного акта, направленного на обеспечение полноценного нравственного и физического развития ребенка и ужесточение мер по отношению к нерадивым родителям.

Документ определяет четкую и оперативную систему изъятия детей у горе-родителей, устанавливает дополнительные меры, обеспечивающие возможность взыскания расходов государства на содержание детей. Неработающие родители с момента лишения родительских прав будут принудительно привлекаться к труду с особым порядком трудоустройства. Имеются в виду обязательные оплачиваемые работы, назначаемые судом. За уклонение таким лицам будет грозить тюрьма, причем возвращать бюджетные средства придется в любом случае.

Так, взысканию будет подлежать не только их заработная плата и приравненные к ней доходы, но и имущество. Органам местной власти предоставляется право временно выселять в судебном порядке нерадивых родителей из помещений государственного и частного жилищного фонда с предоставлением другого жилья меньшей площади или менее комфортного. А для того чтобы погасить задолженность, временно свободные квартиры или дома будут сдаваться внаем.

Что касается внесудебного изъятия детей (а именно с этой мерой не согласны некоторые наши граждане), то оно будет проводиться на временной основе, окончательное решение принимает суд. Такую норму депутаты поддержали, поскольку известны случаи, когда процесс лишения родительских прав затягивался, а дети погибали.

К тому же не стоит забывать, что проблема эта чрезвычайно сложная, она не предполагает простых решений. Однако надеюсь, что нам удастся создать действенную систему защиты детей из неблагополучных семей.

На мой взгляд, следовало бы обратить внимание на еще один вопрос. Пора навести порядок со льготами, введя их строгую дифференциацию, прежде всего с целью воспитания культа здоровой, полноценной семьи. Парадокс, но образованные молодые люди, которые могут прокормить и воспитать своих детей, не хотят их заводить из-за материальных трудностей. Лица, ведущие аморальный образ жизни, заводят их не задумываясь, но воспитанием не занимаются. А мы по доброте душевной выплачиваем всем одинаковое по размеру пособие при рождении ребенка, даем одинаковое пособие по уходу. Выделяем льготный кредит на строительство жилья, даже бесплатные квартиры.

Вот и превратили некоторые рождение детей в источник дохода для пьяной жизни. А надо ли государству поддерживать всех? Может, следует пересмотреть все-таки размер выплат и перечень льгот в зависимости от качества созданной семьи?

Кроме того, есть еще один аспект проблемы. Мы считаем, что неблагополучными семьями должны заниматься исключительно милиция и другие госорганы, а у нас, мол, своих забот хватает. А ведь иногда слово соседа или родственника может заставить не только задуматься, но и помочь вернуться к нормальным человеческим ценностям. Но для этого мы не должны быть равнодушными.