$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПОСЛЕДНЯЯ ОТСРОЧКА©

20.03.2015

Предприниматели, торгующие на вещевых рынках, получили очередную отсрочку для торговли без документов и предупреждение, что с 1 января 2016 г. им придется работать в равных условиях с остальными субъектами хозяйствования. Такой итог совещания по вопросам регулирования и развития отдельных видов предпринимательской деятельности и общения Президента Александра Лукашенко с представителями бизнеса одновременно можно назвать неожиданным и ожидаемым.

Зерно нынешней проблемы было посеяно еще в декабре 2011 г. — с принятием техрегламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности», запрещающего реализацию одежды и обуви без подтверждения ее соответствия установленным требованиям и маркировки единым знаком обращения продукции на рынке государств ТС. В Беларуси техрегламент должен был вступить в силу в 2013 г., а для индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога — с 1.07.2013 г. Затем срок был перенесен. Позднее требование иметь на все реализуемые товары документы, подтверждающие их приобретение, включая сертификаты безопасности, было установлено Указом от 16.05.2014 № 222.

Переходный период для реализации ИП товаров, ввезенных без подтверждающих документов, закончился 1 марта 2015 г. Последние полгода предприниматели осаждали различные инстанции с просьбами перенести и этот срок, утверждая, что не успевают распродать эти остатки из-за снижения покупательной способности населения. Кроме того, получить у продавцов в России товарно-сопроводительные документы и сертификаты оказалось весьма проблематично. Во многом такие оправдания обоснованы — реальные располагаемые денежные доходы населения в прошлом году выросли всего на 0,1%, а в январе т.г. и вовсе сократились на 2,1% к уровню января 2014 г. Так что нет никаких гарантий, что ИП удастся избавиться от остатков товара до конца года. Тем не менее до недавнего времени чиновники уверяли, что никаких отсрочек больше не будет, а предприниматели — что это приведет к массовому прекращению их деятельности, росту безработицы, запустению рынков и торговых центров, потерям бюджета.

Поэтому эскалация конфликта была неизбежной, а компромисс — вполне ожидаемым. О защите потребителей от некачественного товара уже почти не вспоминают. На передний план вышла задача прозрачности бизнеса (под которой у нас почему-то понимается исключительно наличие накладных и чеков) и обеспечения равных условий работы ИП с торговыми организациями и предприятиями легпрома, которым приходится вести бухгалтерию и платить налоги на общих основаниях. На совещании руководители таких компаний не преминули пожаловаться на эту несправедливость. Заметим, что возникла она не вчера, а с принятием в отечественном законодательстве норм, позволяющих ИП — плательщикам единого налога работать практически без первичных документов. Сохранится неравенство и после 1.01.2016 г. — до тех пор, пока законодательство допускает разные налоговые режимы. Впрочем, у каждого формата бизнеса есть свои плюсы и минусы — надо лишь уметь ими пользоваться. К примеру, крупному бизнесу, жалующемуся на неравноправную конкуренцию с ИП, доступны сделки и финансирование, о которых микроформам не приходится и мечтать. Но если в стране один кризис следует за другим, то выгоды от масштаба не столь очевидны.

«Меня больше всего волнует, что мы как государство теряем нормальный прозрачный бизнес и убиваем свое производство — это недопустимо», — сказал Президент. Действительно, хотя на торговые центры и рынки приходится 18–19% розничного товарооборота, именно там было реализовано в прошлом году 70% верхней одежды, 63,6% трикотажных изделий и 52,2% обуви. Тем временем, после не слишком успешного 2014 г., за 2 месяца т.г. объем текстильного и швейного производства сократился по сравнению с январем–февралем 2014 г. на 21,3%, а производства кожи, изделий из нее и обуви — на 16,8%. Правда, в машиностроении, деревообработке и ряде других отраслей тоже наблюдается спад. Но именно легпром «фактически исчезает», в т.ч. из-за того, что его продукция менее конкурентоспособна по сравнению с импортом, который ввозят ИП. Вот если бы они вместо своего челночного бизнеса подключились к модернизации швейных и обувных фабрик, которым «нужны и инвестиции, и самое главное — мозги и разворотливость» — это был бы «хороший вариант». Вопрос лишь в условиях «подключения» предпринимательского ресурса. Но ответ, вероятно, придется искать на каком-нибудь другом мероприятии.

Решение, которое должно устроить все стороны, на совещании названо. Согласно подготовленным изменениям в Указ № 222 ИП дается очередная, последняя отсрочка. Работать без документов можно до конца года, но за это придется дорого заплатить. Предлагается увеличить налоговую нагрузку для ИП в 1,5 раза, установив для них простой и понятный порядок уплаты НДС в фиксированной сумме в размере 4-кратной ставки единого налога, сообщил первый вице-премьер-министр Василий Матюшевский. Налоговая нагрузка будет расти и далее: с 2016 г. НДС в фиксированной сумме поднимут до 5-кратной ставки единого налога, с 2017-го — до 6-кратной. Таким образом, вопросы неравных конкурентных условий с белорусскими производителями — официальными импортерами предлагается решить экономическими методами, заодно увеличив налоговые поступления. Это, по мнению правительства, стабилизирует обстановку в предпринимательской среде и «обеспечит более плавный переход ИП на прозрачные и цивилизованные формы работы». Заметим, что к этому переходу ИП призывают уже 10 лет, но без особого успеха. Видимо, у них свое представление о сезоне первоначального накопления капитала, которому, по мнению некоторых экспертов, давно пора закончиться.

Заметим, что часть предпринимателей за прошедший год сумела выполнить установленные государством требования и работает со всеми предписанными документами. Получается, что они могли не торопиться, а теперь оказались в невыгодном положении по сравнению со своими менее законопослушными (или более упрямыми) коллегами. В свою очередь, представители бизнес-союзов, присутствовавшие на совещании, поддержали эти предложения, высказав пожелание о поэтапном применении нововведений. Так что если к концу года найдутся желающие добиваться еще одной отсрочки или снижения налогов, то единства в предпринимательской среде будет еще меньше, чем сегодня. Кроме того, оказывается, нормы союзного техрегламента не столь уж обязательны. Впрочем, наши партнеры по Евразийскому экономическому союзу тоже себя им не очень обременяют.

Президент в очередной раз потребовал создать оптовые рынки, подобные Черкизовскому, где ИП могли бы приобретать как белорусские, так и импортные товары, и пообещал помочь их «для начала профинансировать, прокредитовать, чтобы была куплена первая партия товара для распродажи». О создании отечественного «черкизона» говорилось еще год назад (см. «ЭГ» № 20 от 14.03.2014), но словами все и ограничилось. Взамен Минторг регулярно вывешивает на своем сайте списки оптовых торговых организаций. Правда, предлагаемый ими ассортимент был раскритикован на совещании, зато документы всегда налицо.

Самим же ИП глава государства предложил объединяться и создавать малые и средние предприятия, которые будут работать прозрачно, также пообещав помощь, в т.ч. за счет кредитов международных финансовых организаций. Будем надеяться, что те готовы подставить нашему малому бизнесу свое кредитное плечо.

Вадим ЛЕБЕДЕВ