$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОСЛЕДНИЙ ВАГОН ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ©

15.05.2012

Бизнес-союзы страны получили предложение правительства вносить свои замечания в проект программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года. Но, как это часто бывает при подготовке важных документов, в последний момент, что заставляет работать в авральном режиме. О своем видении приоритетов программы и предложениях «ЭГ» рассказал председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр ШВЕЦ.

Концепцию промышленной политики и программу на ее основе до 2020 г. члены нашей ассоциации рассматривают как базовую платформу для обсуждения структурных реформ. И для правильной постановки задач следует понимать некоторые принципиально важные моменты.

Экономика Беларуси как страны с развитыми промышленным и агропромышленным комплексами производит преимущественно конечную и экспортно-ориентированную продукцию. Она отличается от экономик стран — партнеров по ЕЭП: Российской Федерации и Республики Казахстан, у которых в значительной мере доминируют сырьевые отрасли. Производя продукцию более высоких переделов, наша промышленность нуждается в более длительном подготовительном периоде для перехода на единые макроэкономические правила. Для нас проблематично в короткие сроки отказаться от мер поддержки в виде бюджетного субсидирования, а потому в интересах Беларуси отодвинуть порог таких трансформаций и при необходимости включить переговорный процесс в рамках ЕЭП.

Поскольку реализация Россией требований ВТО может повлечь существенное снижение тарифной защиты рынка, что объективно затрагивает интересы высокотехнологичных отраслей белорусской экономики, данный аспект должен стать предметом срочного и глубокого изучения, а также перейти в категорию особых переговорных позиций с партнерами по ЕЭП.

Кроме того, уже сегодня у руководителей предприятий Беларуси отмечается обеспокоенность неравными условиями и возможностями экономической деятельности по сравнению с аналогичными организациями стран — партнеров по ЕЭП, что подрывает конкурентоспособность нашей продукции и услуг. В России и Казахстане усиливаются структурные преобразования, активизируется привлечение в промышленный сектор портфельных инвестиций, создаются производства — аналоги белорусских предприятий, способные занять рыночные ниши белорусских товаропроизводителей, а зачастую и направленные на это.

При сложившихся условиях научно-технический прогресс, инновационная деятельность, инвестиционный климат являются важнейшими факторами экономического роста в нашей стране. Они намного значимее, чем даже труд, капитал и недра. В республике нет иного источника роста заработной платы, кроме повышения производительности труда. А ее рост невозможен без новых технологий, инноваций и инвестиций. Об этом свидетельствуют и уроки, которые Беларусь извлекла из мирового финансово-экономического кризиса, и опыт других стран.

Оценивая подготовленный Минэкономики проект программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года как масштабную работу, мы все-таки хотели бы, чтобы этот документ четче определял экономические приоритеты и основывался на более полной аналитической базе с учетом тенденций интеграции на постсоветстком пространстве и общемировой глобализации.

Проект программы должен содержать структурные реформы, четко увязанные с аналогичными процессами у наших соседей, а также посыл на готовность добиваться согласованной промышленной политики в ЕЭП, не ущемляющей национальных интересов Беларуси.

Чтобы свободное перемещение капиталов в ЕЭП не превратилось в их бегство из Беларуси, программа должна предусматривать более конкретную оптимизацию налоговой нагрузки и в целом содержать более полный набор мер по повышению инвестиционной привлекательности страны.

Непонятно, почему из программы выпали вопросы тарифного регулирования и разработки технических регламентов. То, что они переданы в компетенцию наднационального органа, не означает, что у Беларуси нет механизмов влияния на соответствующие решения.

Поскольку сложившиеся условия в экономике и требования ЕЭП оставляют Беларуси мало вариантов для маневра, в процессе доработки программы предлагаем использовать подход, который в ряде развитых стран сформулирован как «плавание между островами стабильности в море хаоса». Это значит, что в приоритете должны быть даже не общие макроэкономические вопросы, а концентрация на развитии экспорта и повышении его рентабельности. Ведь экспортерам экономическая ситуация в собственной стране не так важна, как ситуация на рынках сбыта. Оттолкнувшись от интересов экспортеров, следует строить и новую промышленную политику, и в целом новую макроэкономическую модель.

Хотя, разумеется, это не означает, что внимание государства должно быть вновь приковано исключительно к крупным экспортно-ориентированным производствам. Программа импортозамещения может быть сориентирована на малые и средние предприятия, которые необходимо поддержать и усилить в рамках ГЧП, в т.ч. посредством передачи в длительный лизинг или льготную аренду неиспользуемого или не эффективно используемого госимущества.

Эксперты БНПА убеждены в необходимости проведения ряда структурных реформ промышленности. Крупным и средним предприятиям нужна постановка современного техпроцесса (сегодня его нет даже на ведущих предприятиях страны). Значительным потенциалом в части повышения экономической эффективности обладает вынос на аутсорсинг всех недостаточно загруженных производств. Пока почему-то передача заказов сторонним частным организациям многими директорами госпредприятий и чиновниками воспринимается как нечто сродни преступлению. Предварительным условием развития аутсорсинга может стать технический аудит крупных предприятий, проводимый авторитетными западными компаниями. Поскольку мероприятия по рационализации производства, как правило, весьма рентабельны, их можно проводить за счет кредитов.

Инструментом структурной модернизации способны стать отраслевые инжиниринговые фирмы (ОИФ), чей капитал может формироваться частично за счет средств от приватизации, частично — за счет неиспользуемых основных фондов. Их основные задачи — проведение на предприятиях отрасли единой технической политики, организация импортозамещения, оптимизация использования госкапитала. Предприятия, подлежащие коренной модернизации, должны быть переданы ОИФ в полное хозяйственное ведение по договору доверительного управления на конкретный срок с правом их реорганизации, продажи любой части их имущества, привлечения дополнительного капитала.

Жизненно важным является ускоренное формирование отечественной товаропроводящей сети за рубежом. Для преодоления высокой затратности этого процесса следует также использовать механизмы ГЧП. При этом важно стремиться, чтобы контрольный пакет акций создаваемых сбытовых организаций оставался у государства, а остальные были рассеяны между бизнес-партнерами из других стран.

Более детально хотелось бы представлять планы по приватизации, а также по преодолению таких проблем, как направление выручки от разгосударствления на текущее потребление, номенклатурная приватизация, возможное исключение приватизированных предприятий из технологических цепочек других белорусских производителей.

По проекту программы ежегодно предполагается привлекать не менее 3 млрд. USD иностранных инвестиций, однако не совсем понятно, как такое достижимо без системного подхода в вопросах разгосударствления. Взамен продажи активов частным, априори более эффективным собственникам, мы видим шаблонный подход по формированию укрупненных промышленных структур холдингового типа с доминирующей там государственной формой собственности. Нет должной динамики и в сфере малой приватизации — это хорошо видно на примере законодательной нормы, дающей арендаторам первоочередное право выкупа у государства арендуемых площадей. Вроде бы норма есть, но она не работает.

Пока правительство в большей степени сосредоточено на решении текущих проблем (действительно тяжелых, но — текущих). В то же время игнорирование необходимости приватизации в стране, как и ее бессистемное проведение, способно привести к плачевным последствиям.

Не услышали мы пока от властей твердой решимости выполнять даже то, что записано в разработанном Минэкономики проекте программы. Кто-то называет этот документ программным, а кто-то — лишь декларативным. Отсутствие конкретики и слабое взаимодействие разработчиков с деловой общественностью порождает пессимизм. Какая разница, какая программа не будет выполнена, эта или отредактированная, — примерно такие рассуждения доводится сегодня слышать от некоторых промышленников.

К сожалению, в последние годы мы стали свидетелями принятия целого ряда нормативных актов и программных документов, достаточно оторванных от реалий, разработка которых велась без участия широких кругов бизнеса. Возможно, пришло время положить конец такой практике. Сегодня перед страной стоят достаточно серьезные вызовы, и их преодоление требует консолидации всего делового сообщества.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях