$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК НА ЭКСПОРТ И БОЛЬШОЕ ВНУТРЕННЕЕ СЖАТИЕ

14.10.2011

На заседании Совмина во вторник были рассмотрены вопросы повышения конкурентоспособности экономики за счет наращивания объемов производства и импортозамещения. Эти вопросы, по мнению премьер-министра Михаила Мясниковича, в нынешней ситуации выходят из категорий экономических. Ими определяется уровень национальной безопасности страны. Отметим, что если планы властей в этой сфере будут реализованы, то радикально изменится не только ряд макроэкономических показателей, но и жизнь большинства белорусов.

Один из главных вопросов, беспокоящих правительство, — отрицательное сальдо внешней торговли. На конец прошлого года оно составляло 17% ВВП — почти втрое выше порога экономической безопасности. К августу 2011 г. удалось снизить дефицит внешней торговли до 8% ВВП. По мнению премьер-министра, это объясняется в основном монетарными факторами и коррекцией валютного курса. Серьезных структурных преобразований, снижения импортозависимости экономики не произошло. Поэтому необходимо принимать соответствующие управленческие решения и нормативные акты. Глава правительства попенял губернаторам, руководителям министерств и ведомств за популизм и пассивность в реализации импортозамещающих проектов, отсутствие инициативы и непонимания серьезности угрозы для страны, «которая может быть, если не предпринять серьезных мер по уменьшению импортозависимости, повышению конкурентоспособности».

Премьер-министр поставил задачу выйти в 2012 г. на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в объеме 1,8 млрд. USD. Чтобы решить столь сложную задачу М.Мясникович намерен пересмотреть структуру экономики и издержек, которые формируют ВВП. В частности, предлагается изменить тарифную политику и вводить прогрессивные нормы энергопотребления для отдельных категорий потребителей — на единицу произведенной продукции. Это должно привести к снижению импорта энергоресурсов.

Другое направление — потенциал Единого экономического пространства, включая создание совместных производств, интеграционных структур, объединений, чтобы использовать возможности беспрепятственного движения товаров, капиталов, рабочей силы.

Инвестиционный импорт ограничивать правительство не намерено. Наоборот, планируется улучшить его структуру, добиться увеличения в нем доли машин, технологий и оборудования, обеспечивающих рост реальной добавленной стоимости. Источником для реализации этой задачи должны стать иностранные инвестиции, зарубежные кредиты и собственные средства предприятий.

Министр экономики Николай Снопков сообщил о том, что за 10 лет в Беларуси произведено импортозамещающей продукции на 14 млрд. USD. Он уверяет, что программа импортозамещения дала положительный результат. Однако экономика страны продолжает зависеть от импорта, в первую очередь промежуточного, который в 2010 г. был больше, чем весь экспорт товаров. Но, чтобы стратегия импортозамещения в стране была успешной, нужно выполнение двух базовых условий: емкий внутренний рынок и внутренние сырьевые и финансовые ресурсы. Ни того, ни другого в Беларуси нет, признал министр, а потому мы идем эволюционным путем через реализацию программ импортозамещения. Эту эволюцию сильно тормозят цены на энергоносители. Так, с 2005 по 2011 гг. российский газ подорожал в 5,2 раза, а цена импорта на производство 1 USD ВВП за это время выросла примерно с 60 центов до 78. Тем не менее за 8 месяцев т.г. впервые с 2008 г. по всем группам импортозамещающих товаров достигнуто улучшение сальдо внешней торговли, включая товары критического импорта, обнадежил министр. Однако по некоторым товарам, в частности, в Минпроме и Белнефтехиме, отрицательное сальдо ухудшается. Это объясняют завершением инвестпроектов в 2012–2013 годах.

«Следовательно, в эти годы ожидается существенное улучшение показателей по указанным ведомствам, которые пока минусуют», — сказал министр. По товарам, произведенным при реализации проектов по созданию новых производств импортозамещающей продукции, сальдо ухудшилось в Минстройархитектуры и Беллесбумпроме. Исправиться положение должно в следующем году, когда завершатся основные инвестпроекты по импортозамещению.

Ничего нельзя поделать лишь с товарами критического импорта — производить их в республике нецелесообразно. Но по этим товарам ухудшение сальдо отмечено в Минпроме, Минстройархитектуры, Беллесбумпроме. «Это связано с ростом цен на данную группу товаров, что еще раз подчеркивает сильную чувствительность экономики Беларуси к колебаниям мировых цен на сырье и материалы», — считает Н.Снопков. К тому же отдельные виды товаров уступают импортным по своим потребительским свойствам, признал министр. Отмечаются перебои в производстве потребительских товаров, отсутствует полный ассортимент такой продукции на предприятиях. Кроме того, объемы производства ряда новых потребительских товаров в Беларуси не обеспечивают внутренний спрос на рынке республики. «Эти факты приводят к выводу, что импортозамещением необходимо заниматься в сферах, где есть конкурентные преимущества, местное сырье и явные неиспользуемые резервы», — отметил министр экономики.

Потребительский импорт занимает 17% в общем объеме импорта и оказывает влияние на формирование отрицательного сальдо внешней торговли. До сих пор остаются позиции, где отмечается значительный импорт в Беларусь. Так, за январь–август 2011 г. существенно увеличился импорт детского питания, чипсов, конфет, шоколада, печенья, белокочанной капусты, яблок. За 8 месяцев в Беларусь завезено картофеля свежего охлажденного на 12 млн. USD. В то же время в республике значительными темпами увеличивается импорт непродовольственных товаров — стекла, древесины. При этом данная импортная продукция произведена с более высокой добавленной стоимостью, чем белорусские аналоги. В ближайшие годы, объяснил министр, в Беларуси импортозамещение следует сконцентрировать на трех направлениях: перспективное (крупные инвестпроекты по модернизации и расширению производства), эффективное, реализуемое при помощи промышленных субсидий, и выпуск экспортоориентированной импортозамещающей продукции.

Н.Снопков признал, что в 2006– 2010 годах в Беларуси в ряде отраслей сложились определенные дисбалансы, которые привели к тому, что предприятия этих отраслей стали основными потребителями импортного сырья, комплектующих и материалов. В результате создания тепличных условий развития экономики стало выгодно поставлять продукцию на внутренний рынок, полагает министр. При этом цены на внутреннюю продукцию у нас выше экспорта и импортных аналогов. Это, по мнению главы Минэкономики, не позволяет предприятиям нивелировать свои затраты на промежуточный и инвестиционный импорт.

Исправить ситуацию должно изменение методов субсидирования экономики. Планируется, что оно будет предоставляться исключительно на реализацию инвестпроектов, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства. При этом выделяются три составляющие: конкурс, приоритетность, эффективность, причем последняя — реальная, а не декларированная, — подчеркнул Н.Снопков.

Впрочем, понимание «реальной эффективности» у наших чиновников по-прежнему своеобразное. Основным приоритетом здесь провозглашается импортозамещение, экономия материалов, энергии и экспорт. Последний — также предмет особой заботы. К тому обязывает формирование Единого экономического пространства, в котором перемещение товаров будет свободным. Поэтому необходимо усовершенствовать механизм поддержки экспортеров. «Нужны проведение агрессивной торговой политики и создание необходимых стимулов через формирование достойного мотивирования топ-менеджеров в зависимости от результатов внешнеэкономической деятельности предприятий», — заявил Н.Снопков. А потому предлагается пересмотреть критерии материальной заинтересованности руководителей в эффективной работе предприятий. «Выполнение заданий по экспорту должно стать критерием соответствия должности, перевыполнение — основой для материального вознаграждения», — сказал министр. Таким образом, по его мнению, необходимо конкретизировать и уточнить нормы Указа Президента от 23.01.2009 № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)».

Заметим, что, помимо экспорта, есть множество других показателей работы предприятий и их руководителей. Например, частного собственника в рыночной экономике обычно интересует доходность компании и рост ее капитализации. При этом совершенно неважно, на внешнем или внутреннем рынке зарабатываются деньги. Но нам по давней традиции не привыкать поворачивать вспять потоки — водные или финансовые.

По расчетам Минэкономики, для обеспечения устойчивой тенденции улучшения сальдо внешней торговли и выхода его в «плюс» необходимо оптимальное соотношение: 65% на экспорт, 35% — на внутренний рынок. Этого уже удалось достичь в июле 2011 г., однако только в Минпроме, Белнефтехиме и Беллесбумпроме. Стратегической задачей для ведомств провозглашен выход на тот же уровень и остальных ведомств. Должно произойти сжатие внутреннего рынка, а на внешний рынок будет направлена основная масса производимых в Беларуси товаров. Задаваться вопросом, что будут потреблять сами белорусы в результате такого сжатия и полной победы над импортом, каким станет ассортимент белорусских прилавков и, соответственно, настроение и состояние здоровья населения, вероятно, власти обсудят на очередном заседании — когда-нибудь в будущем.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях