$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Последний компромисс©

03.04.2015

 

Предельный срок реализации остатков товаров легкой промышленности, ввезенных без необходимых документов, продлен для индивидуальных предпринимателей до 1 января 2016 г. Предполагается, что это — последний компромисс, на который согласились власти перед окончательным переходом к «цивилизованным формам торговли».

Указом Президента от 30.03.2015 № 143 внесены изменения в Указ от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами», который и сам был своеобразным компромиссом между требованиями техрегламента ТС «О безопасности продукции легкой промышленности» и пожеланиями индивидуальных предпринимателей — плательщиков единого налога. Тогда был установлен переходный период до 1.03.2015 г., в течение которого ИП разрешалось реализовать остатки товаров, ввезенных до 1.07.2014 г. из стран ТС (ЕАЭС) без подтверждающих их приобретение документов. Эти остатки следовало включить в описи, составленные по каждому торговому объекту и торговому месту на рынке, месту хранения остатков товаров, и представить их в налоговый орган по месту постановки на учет для последующего контроля за реализацией остатков.

Теперь Указом № 143 ИП позволено до 1.01.2016 г. продолжить реализацию оптом и в розницу остатков товаров, включенных в соответствующую опись. Однако за это право при торговле в розницу им придется заплатить повышенными ставками налогов. Это, по мнению властей, должно создать равные конкурентные условия для ИП, торгующих без документов, и отечественных производителей аналогичных товаров, а также для «более цивилизованных» субъектов хозяйствования, импортирующих товары легпрома и торгующих ими с соблюдением всех требований законодательства.

В случае розничной торговли остатками товаров ИП должны произвести исчисление и уплату:

1) единого налога с применением повышающего коэффициента 2 за реализацию товаров без документов согласно п. 6 ст. 298 НК;

2) НДС в фиксированных суммах, который исчисляется исходя из суммы единого налога, рассчитанного в соответствии с НК, с применением следующих коэффициентов:

2 — за период с 1 по 31 марта 2015 г.;

2,5 — за период с 1 апреля по 30 июня 2015 г.;

3 — за период с 1 июля по 30 сентября 2015 г.;

4 — за период с 1 октября по 31 декабря 2015 г.

В комментарии к Указу № 143, размещенному на сайте МНС, разъясняется, что НДС в фиксированных суммах в этом случае исчисляется исходя из суммы единого налога, рассчитанного в соответствии с НК, без учета повышающего коэффициента 2 за реализацию товаров без документов.

Кроме того, НДС в фиксированной сумме должен уплачиваться по каждому торговому объекту, торговому месту на рынке, а также при розничной торговле через интернет-магазины в порядке и сроки, установленные в НК для единого налога, причем сумма такого НДС уменьшается пропорционально сумме единого налога, подлежащей возврату (зачету) в соответствии с НК.

По общим правилам представление налоговой декларации по единому налогу и его уплата производятся не позднее 1-го числа отчетного периода, т.е. за апрель 2015 г. представление декларации по единому налогу и его уплата производятся не позднее 1.04.2015 г. Исчисленные суммы НДС в фиксированной сумме отражаются отдельной строкой в налоговой декларации по единому налогу, а его уплата производится в сроки, установленные НК для единого налога. Соответственно, НДС в фиксированной сумме за апрель 2015 г. также надо было заплатить не позднее 1 апреля 2015 г., что многие, скорее всего, не успели.

Естественно, в марте время тоже упущено. Согласно п. 2 Указа № 143 в случае осуществления в марте 2015 г. розничной торговли остатками товаров ИП должны были представить налоговую декларацию и уплатить единый налог, а также НДС в фиксированной сумме не позднее 31 марта 2015 г., что с учетом даты опубликования этого документа вряд ли было возможно.

Поскольку сроки, установленные для перехода ИП на применение упрощенной системы налогообложения (УСН), уже истекли, Указом № 143 определено, что если ИП имеют на все реализуемые товары документы, подтверждающие их приобретение (поступление), то могут перейти на такую систему с 1 апреля, или с 1 июля, или с 1 октября 2015 г., представив не позднее этих дат в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН по форме, установленной МНС.

Порядок уплаты налогов при оптовой торговле остатками товаров практически не изменился. Их продажа должна производиться на основании первичных учетных документов, оформляемых в соответствии с законодательством. При этом ИП необходимо уплачивать подоходный налог или налог при УСН, а также НДС по «стандартным» ставкам исходя из стоимости приобретенных товаров. Представление налоговой декларации по НДС и его уплата производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем реализации товаров. Указом № 143 такой же порядок налогообложения распространен и на иное отчуждение остатков товаров, в т.ч. на безвозмездной основе, а также на внесение таких товаров в качестве вклада в уставный фонд коммерческой организации. Чтобы вопросов с реализацией остатков товаров не возникало в будущем, с 1.01.2016 г. ИП запрещается ими торговать или отчуждать иным способом.

В разъяснении МНС особо отмечено, что и после принятия Указа № 143 ИП должны осуществлять ввоз, транспортировку по территории Беларуси, хранение и реализацию товаров (в т.ч. товаров, ввезенных из России), на основании документов, подтверждающих приобретение (поступление) этих товаров, а при ввозе товаров с территории государств — членов ЕАЭС — производить уплату «ввозного» НДС в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся приложением № 18 к Договору о ЕАЭС.

Указом № 143 устранены преференции, которые имели иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие и временно проживающие в РБ, при реализации товаров на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными органами власти местах. Со 2 июля т.г. они смогут торговать там только товарами, перечисленными в закрытом перечне (произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов, продукция растениеводства и пчеловодства), — по специальным разрешениям, выдаваемым в соответствии с законодательными актами.

Кроме того, Указом № 143 установлены места, где запрещена неорганизованная реализация товаров неопределенному кругу лиц физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства. Запрет со 2 июля т.г. распространяется на улицы, стадионы, скверы, парки, общественный транспорт и другие общественные места, за исключением реализации товаров на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными органами власти местах в соответствии с подп. 1.5 п. 1 Указа № 222.

Остальные нормы Указа № 143 вступают в силу со 2.04.2015 г., но распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1.03.2015 г.

Интересно, что как текст Указа № 143, так и разъяснение МНС о порядке его применения появились на сайтах главы государства и министерства еще 30 марта, хотя сам Указ официально опубликован только 1 апреля. Между тем налоговое декларирование по единому налогу и его уплату следовало произвести не позднее 31 марта. Будем надеяться, что следом появится разъяснение о неприменении мер ответственности за неисполнение этой обязанности, тем более, что власти обещали не наказывать ИП, продолжавших торговать в марте остатками товаров.

Дмитрий КОРШУНОВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях