Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Последнее копье в адрес надуманных копий деклараций, или Реплика вслед уходящему Указу N 117

Указ Президента от 7 марта 2000г. N 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" хорошо известен в кругах коммерсантов. О нем уже многое написано, многое пройдено, но все-таки остался вопрос, единого мнения по которому нет до сих пор...
Указ Президента от 7 марта 2000г. N 117 "О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров" хорошо известен в кругах коммерсантов. О нем уже многое написано, многое пройдено, но все-таки остался вопрос, единого мнения по которому нет до сих пор. Вы спросите -- зачем его обсуждать, если с 1 мая 2004г. Указ отменяется и лицензии на оптовую торговлю будут не нужны. Да, это верно, но многим предприятиям еще предстоит пройти аудиторскую, налоговую или иную проверку, в ходе которой обязательно всплывут все спорные моменты, казалось бы, урегулированные Указом N 117.

А теперь -- по существу. В соответствии с п.1.1 Указа N 117 субъекты хозяйствования обязаны прилагать к договорам, кроме документов, установленных законодательством, копии соответствующих специальных разрешений (лицензий) на осуществление оптовой и (или) розничной торговли, а по импортируемым товарам -- копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций). С копиями лицензий все понятно, но к каким именно договорам должны прилагаться копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций)? Ответов на этот вопрос множество, аргументация -- самая разнообразная, но мнение представителей контролирующих органов чаще всего сводится к тому, что копии таможенных документов должны быть приложены:

1. К внешнеторговому договору, в соответствии с которым осуществляется импорт товаров иностранного происхождения в Республику Беларусь.

2. К договору купли-продажи товаров иностранного происхождения, заключенному между первым импортером и покупателем -- резидентом Республики Беларусь.

3. К договору купли-продажи товаров иностранного происхождения, заключенному между резидентами Республики Беларусь, являющимися посредниками.

Похожие мнения высказывались множество раз на страницах экономических, бухгалтерских и юридических изданий, однако ни одно из них не содержало должной аргументации, основанной на тексте Указа. Это не удивительно, поскольку у нас такого рода утверждения слишком часто базируются не на толковании закона либо иного нормативного акта, а на начальственном авторитете чиновника. Судя по всему, именно так происходит и в нашем случае.

Но вот характерная ситуация, имевшая место в действительности. Субъект хозяйствования, резидент Республики Беларусь, импортирует по внешнеторговому договору товар, который реализуется субъектам хозяйствования единичными экземплярами в порядке осуществления оптовой торговли в среднем по 30--40 единиц в день. Согласно представленному требованию наш импортер при реализации каждой единицы товара обязан прилагать к договору купли-продажи копию грузовой таможенной (статистической) декларации. Исходя из объема реализации он должен изготовить, заверить и приложить к договорам в общей сложности не менее 600 копий в течение одного календарного месяца! Не кажется ли вам, уважаемые контролеры, данная ситуация несколько абсурдной?

Утверждение о тех или иных фактах и правилах законодательного регулирования предпринимательской деятельности должно основываться на законе -- это аксиома. Давайте же внимательно прочитаем еще раз п.1.1 Указа: "а по импортируемым товарам -- копии грузовых таможенных деклараций (статистических деклараций)". Указ оперирует понятием "импортируемые" товары, то есть очевидно, что речь идет о товарах, импортируемых в какой-то конкретный момент либо в настоящее время. Таким образом, Указом предусмотрена обязанность субъекта хозяйствования прилагать копии грузовых таможенных либо статистических деклараций к договору, в соответствии с которым производится импорт товара. Если бы Указ оперировал понятием "по импортированным товарам" (ранее импортированным, ранее ввезенным) либо "товарам импортного производства" (когда-либо ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь), то приложение копий деклараций к договорам при поставках импортных товаров внутри республики было бы абсолютно оправданно. Но Указ говорит об импортируемых товарах и никакие разъяснения, положения, постановления, приказы, инструкции и прочие нормативные акты не в силах изменить этого слова и, соответственно, не могут обосновать точку зрения контролеров. Создается впечатление, что расширительное толкование п.1.1 Указа делается специально для того, чтобы наложить санкции и пополнить таким образом бюджет. Но, господа, это чересчур, такими методами действовать нельзя!

Прав был древний мудрец, изрекший: "Платон мне друг, но истина дороже". Хочу поддержать работников предприятий: не бойтесь доказывать свою правоту! А если это не помогает -- обращайтесь в суд. Пусть его мнение, основанное на законе, будет окончательным.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений