$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Послание переломного года

26.04.2016

В ежегодном послании к белорусскому народу и Национальному собранию Президент Александр Лукашенко подтвердил прежние приоритеты экономической политики.

Текущий год, по словам главы государства, должен стать «переломным в преодолении негативных тенденций в экономической сфере». Замедление темпов развития в экономике (которым, вероятно, надо считать и спад в 2015 г.) при этом объясняется, в основном, внешними факторами, хотя признаются и свои недоработки. Угрозам экономической безопасности страны Президент призвал противопоставить «организованность и инициативу, мобилизацию всех ресурсов и умение эффективно хозяйствовать».

Все решения в экономике, по мнению главы государства, конкретизированы и приняты. Нужно просто реализовать все положения Указа от 23.02.2016 № 78. Одна из главных задач здесь – любой ценой снизить себестоимость не менее чем на 25%. Президент по-прежнему верит, что у нас затраты на энергоресурсы ниже, чем в странах, с которыми мы конкурируем. А потому ставку предписано делать на внедрение эффективных методов управления, использование современных стандартов качества и техрегламентов, сокращение непроизводственных расходов, отказ от тех капитальных вложений, которые в ближайшее время не дадут отдачи. Еще один мощный резерв – отказ предприятий от недобросовестных посредников, которые используют «серые» схемы для накрутки цен в свою пользу при поставках сырья, запчастей или комплектующих деталей, особенно из-за рубежа. Президент сослался на выявленные компетентными органами «вопиющие случаи», когда некоторые компании закупали за границей продукцию, затем проводили ее через свои дочерние фирмы и продавали белорусским предприятиям в несколько раз дороже. При этом деньги выводили в оффшоры или же на подконтрольные за пределами страны компании. Чтобы больше никто, в т.ч. бюджет, не терпел ущерб от такой «предприимчивости», министрам придется проследить, чтобы закупки велись по возможности напрямую.

ЕЩЕ ОДИН ФАКТОР снижения затрат – оптимизация численности работников. Однако Президент требует, чтобы «на каждое сокращенное место должно быть создано новое, более производительное». Тут нужны высокотехнологичные инвестиции и подготовка высокопрофессиональных кадров, но где изыскивать для этого средства, в послании не уточнятся. Зато дан простой рецепт: если вдруг затеялась оптимизация, то высвобождаемых работников нужно «взять за руку, перевести через дорогу и трудоустроить на новом рабочем месте». Надо полагать, на другой стороне дороги такое место непременно найдется. Ведь всего-то и нужно создать 50 тысяч новых рабочих мест (не 100 тысяч и не миллион), правда, не каких попало, а «завтрашнего дня». А пока создаются новые рабочие места, необходимо обеспечить условия и для самозанятости людей. Местным органам власти предписано сконцентрировать усилия на создании необходимой инфраструктуры для новых рабочих мест в малом бизнесе и условий для его роста.

Заметим, что эта задача в большинстве стран предполагает снятие барьеров для любой предпринимательской деятельности, ликвидацию административных барьеров и снижение налогов. Пойдем ли мы по такому же пути?

ОСОБОЕ внимание Президент уделил вопросу инвестиций. По его мнению, главным стимулом для них должны стать «ясные и понятные правила и законы, которые соблюдают все: как наши отечественные, так и зарубежные инвесторы». Если же у нас есть такие законы, которые тормозят процесс привлечения капитала, то с ними надо быстро разобраться. Правительству поручено до 1 сентября т.г. проанализировать и систематизировать инвестиционное законодательство и внести соответствующие предложения.

В текущем году ставится задача максимального привлечения прямых иностранных инвестиций, концентрации вложений в активные основные средства – в передовые технологии, информационные системы, робототехнику, – а также повышения отдачи от вложенных средств за счет эффективности управления проектами. При этом требуется привлечь в этом году ПИИ не менее 1,5 млрд. USD на чистой основе, что должно заместить недостающие внутренние ресурсы внешними источниками. Заметим, что в 2014 г. удалось получить 1,8 млрд. USD на чистой основе, а в 2015-м – 1,6 млрд. Так что планка продолжает снижаться. Впрочем, мы согласны и на китайские кредиты, благо КНР, по словам Президента, открыл нам кредитную линию на 8 млрд. USD и может дать еще. К сожалению, сформировать нормальный портфель проектов под эти инвестиции никак не удается, как, кстати, и под кредиты  Всемирного банка на 600 млн. USD. Обсудить причины этих чудес обещано отдельно.

Пока же дано указание выстроить максимально эффективную систему кредитования инвестпроектов. Кроме того, как заявил Президент, все коммерческие займы предприятия должны брать сами, исходя из имеющихся бизнес–планов, без государственных гарантий. Вероятно, речь идет о кредитах, а не об отсрочках и рассрочках, которые обычно считаются коммерческими займами (ст. 770 ГК). Но тогда некоторые предприятия ждут серьезные затруднения с обеспечением заимствований, особенно если банки не сочтут предлагаемые залоги достаточно ценными и ликвидными.

Альтернативой кредитам должны стать долевые инструменты, в т.ч. те, путь которым на международные биржи открывает Указ от 3.03.2016 № 84 «О вопросах эмиссии и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок». Впрочем, нормативное регулирование – не единственное условие выхода на мировые рынки капитала.

В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ Президент напомнил о макроэкономической стабильности, которая, «прежде всего – низкие цены», важности импортозамещения и инноваций, приоритетности экспорта и необходимости его диверсификации. Заговорили о ней еще 5–7 лет тому назад, но почему-то решать эту задачу всерьез приходится только сейчас – когда на традиционных рынках сбыта отечественной продукции, в первую очередь России и Украины, сократился платежеспособный спрос. Правда, для создания условий доступа на новые рынки было сделано немало, в т.ч. на высшем уровне, но в реальности успехи в этой сфере остаются довольно скромными.

По-прежнему приходится обсуждать вопросы улучшения деловой среды, эффективности работы госпредприятий и убыточности АПК. При этом Президент уверен, что у нас частникам никто не мешает заниматься бизнесом – если, конечно, честно платить налоги.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ