$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПОСЕВНАЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ©

13.06.2014

Отечественное сельское хозяйство ждут перемены. Правда, они не будут революционными — планируется лишь усовершенствовать аграрную политику, приняв ряд мер государственной поддержки сельхозпроизводителей, регламентации государственного заказа, кредитно-денежной политики в отрасли, условий реструктуризации сложившейся задолженности, а также оптимизации организационной структуры. Все эти вопросы сведены в проекты 4 указов, которые обсуждены 10 июня на совещании у Президента Александра Лукашенко.

По итогам работы межведомственной рабочей группы по решению проблемных вопросов АПК во главе с премьер-министром были подготовлены и внесены на рассмотрение главы государства четыре проекта указов. Остается лишь выяснить, достаточно ли их, «чтобы сельское хозяйство могло более-менее спокойно работать». Вопрос отнюдь не риторический — несмотря на значительные объемные показатели производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, динамика этих цифр, и в еще большей степени — экономическое положение отрасли, вызывают обоснованную тревогу властей. Несмотря на постоянную господдержку и опеку государства, растет число убыточных сельхозпредприятий и объем их долгов, падает рентабельность и темпы роста производства. А потому выдвигаются новые принципы построения государственной аграрной политики, декларирующие единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке, а также последовательность осуществления мер господдержки АПК. Последняя будет включать прямые и косвенные меры.

В частности, прямые меры господдержки реализуются посредством финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов общегосударственных мероприятий, а также непосредственно субъектов АПК, компенсации потерь банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при выдаче льготных кредитов селу. Гораздо обширнее арсенал косвенных мер господдержки, включающий применение особого режима налогообложения, предоставление отсрочек (рассрочек) погашения задолженности перед банками, поставщиками и бюджетом, гарантий правительства и местных органов власти по кредитам, регулирование цен на сельхозпродукцию, госзаказ и иные способы.

Собственно говоря, все эти меры и так широко применяются в республике. Однако пакет, обсуждавшийся на совещании, содержит ряд многообещающих новшеств.

НАПРИМЕР, по данным «ЭГ», проектом указа «Об особенностях поставки сельскохозяйственной продукции для республиканских государственных нужд» предлагается существенно изменить формат госзаказа на сельхозпродукцию. Существенным условием договора ее поставки для республиканских государственных нужд станет условие о предварительной оплате (авансе) в срок не позднее 60 дней с даты заключения договора в размере не менее 30% ее стоимости, если иной размер не установлен бюджетным законодательством, определенной исходя из цены на сельскохозяйственную продукцию, установленной не позднее 1 апреля года, в котором выращивается (производится) закупаемая сельхозпродукция, государственным органом, уполномоченным на ее регулирование в соответствии с законодательством. Интересно, что на суммы такой предоплаты (аванса) не будут распространяться правила о займе, установленные Гражданским кодексом. Более того, предлагается запретить включение в договор поставки сельхозпродукции для республиканских государственных нужд элементов других договоров, в том числе элементов соглашений о прекращении обязательств, а также заявлений о зачете встречных однородных требований, обязательств о приемке заготовителем сельскохозяйственной продукции, не соответствующей обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, условий о применении заготовителем к количеству переданной ему поставщиком сельскохозяйственной продукции надбавок и скидок, не предусмотренных актами законодательства.

Учитывая масштаб долгов АПК и сложности с их взысканием в настоящее время, заготовителей ждут нелегкие времена. Не случайно Президент на совещании усомнился, выдержат ли они работу в подобных условиях, особенно когда речь идет о мясной и молочной продукции. Возможно, многим переработчикам, тоже не страдающим избытком оборотных средств, такой подход покажется далеким от «золотой середины».

С ДРУГОЙ стороны, власти готовят ряд мер по облегчению долгового бремени села. Так, проектом указа «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса и внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» предлагается банкам и Банку развития предоставить отсрочку до 5 лет исполнения обязательств по основному долгу юридическим лицам, приобретшим (приобретающим) в установленном порядке путем реорганизации, покупки, безвозмездной передачи предприятий как имущественных комплексов с 1.01.2014 г. по 31.12.2016 г. права и обязанности неплатежеспособных сельхозорганизаций по долгосрочным инвестиционным кредитам, выданным на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, строительство, реконструкцию и (или) модернизацию производственных объектов. При этом сумма указанных обязательств должна отражаться на счетах по учету срочной задолженности, даже если она является просроченной или пролонгированной. Отсрочку также предлагается предоставить по кредитам, выданным организациям, уполномоченным на проведение закупок современной сельхозтехники и оборудования для передачи в лизинг, на закупку предметов лизинга в рамках Указа от 22.04.2011 № 170.

В течение всего периода предоставления отсрочки проценты по кредитам будут по-прежнему начисляться и уплачиваться, а заодно компенсироваться плательщикам за счет средств республиканского и местных бюджетов. Банки получат право реструктуризовать задолженности по основному долгу организаций АПК по кредитам, предоставленным на финансирование госпрограмм и мероприятий. Кроме того, планируется допустить взаимозачеты и бартер в расчетах производителей и переработчиков сельхозпродукции.

Организации АПК получат 3-летнюю отсрочку на возврат платежей, произведенных из бюджета в соответствии с гарантиями правительства и местных органов, а также на уплату процентов по ним с взиманием процентов с суммы задолженности в белорусских рублях — в размере 1/3 ставки рефинансирования, а в валюте — 1/3 средней процентной ставки по срочным депозитам.

Все это, как подчеркнул Президент, не означает «подарка» и списания задолженности по кредитам. Речь идет только о реструктуризации долгов и отсрочке по их выплате. «Будем поддерживать (сельхозпроизводителей), но не за счет всего государства и народа», — заявил А.Лукашенко. При этом предлагаемые меры должны быть нацелены на точечную поддержку отдельных проектов в аграрной сфере, которые обещают серьезную отдачу от их реализации.

Особо Президент указал на недопустимость самоустранения от мероприятий по поддержке АПК банковских учреждений любой формы собственности, в т.ч. с иностранным капиталом, которые, по его мнению, получают немалую прибыль от своей деятельности в республике. Соответствующие поручения даны в этой связи председателю Правления Нацбанка. «Я требую полного управления и координации деятельности этих банков, — подчеркнул Президент. — Банки должны начинать работать, как в советские времена, и нести за это ответственность. У нас слишком большая вольница в банках, особенно с иностранным капиталом».

К сожалению, эта «вольница» прямо предусмотрена Законом от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», которым инвесторам обещаны соблюдение принципа недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, беспрепятственный перевод за рубеж прибыли (доходов), а также ряд других гарантий, не существовавших ни во времена, когда раскулаченных крестьян везли на восток, ни когда СССР закупал зерно на Западе.

ТРАДИЦИОННО белорусские власти в решении экономических проблем возлагают особые надежды на аппаратные перестановки. Не стала исключением и очередная кампания в сфере аграрной политики. Проектом указа «О некоторых мерах по оптимизации структуры государственного управления сельским хозяйством» предлагается реорганизовать управления (отделы) сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов, наделенные правами юридического лица, путем присоединения их к соответствующим райисполкомам.

При этом будет произведена оптимизация штатной численности работников этих структур и их деятельности, чтобы исключить дублирование функций. Кроме того, облисполкомам предписывается обеспечить создание в специализированных организациях подразделений, оказывающих субъектам хозяйствования услуги в области животноводства и растениеводства. Глава государства напомнил присутствовавшим на совещании губернаторам о безусловной необходимости выполнения в полном объеме ранее дававшегося им поручения по созданию действенной системы мер по подготовке кадров на селе на примере наиболее успешных хозяйств. «Очень важно молодому начинающему руководителю показать, как надо работать. Это главное. Чтобы он походил, посмотрел, сделал для себя выводы. И если он страстно хочет работать в сельском хозяйстве, он будет этот опыт повторять», — уверен А.Лукашенко.

Президент указал руководству областей на недопустимость принятия решений о мерах по финансовому оздоровлению предприятий АПК, включая их банкротство, без участия власти, чтобы не допустить «бандитской приватизации».

Надо полагать, чиновничья приватизация будет гораздо лучше — тем более что льготы юрлицам, приобретающим предприятия АПК, уже расписаны и ждут своих бенефициаров. Так, планируется освободить обороты по реализации сельхозпредприятий как имущественных комплексов от обложения НДС, а в случае их безвозмездной передачи — не признавать внереализационными доходами для целей налогообложения. В придачу юрлица, приобретающие сельхозпредприятия, получат право в течение 4 лет уменьшать налоговую базу налога на прибыль на сумму инвестиций в эти предприятия, снабжение их сырьем и запчастями, а также безвозмездную передачу денежных средств филиалам, иным обособленным подразделениям, созданным для производства сельхозпродукции.

Также Президент предостерег участников совещания от чрезмерного увлечения мерами свободного ценообразования в аграрной сфере как способа решения проблемы диспаритета между ценами на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. По мнению главы государства, сельское хозяйство не любит революционных преобразований — они там «просто не пройдут, не получится».

ПРАВДА, в различные эпохи и в разных местах аграрные реформы проводились, причем порой не без успеха, например, во Франции в 1945 г., Италии — в 1950-м, в Польше и ряде стран Восточной Европы — в начале 90-х. И получились настолько, что, например, польские мясо, овощи и яблоки, несмотря на таможенные барьеры, на белорусском рынке дешевле наших. А ведь со времен знаменитой «шоковой терапии» поляки здорово увлеклись свободными ценами.

Были и другие случаи реформ (с разными результатами) — от столыпинских отрубов и переселений начала XX века до сталинской коллективизации и хрущевских перетасовок. Кое-какие реформы АПК мелькнули в 90-е и в постсоветских странах. Их результаты можно счесть катастрофическими, но они как-то вернули Россию и Украину в число мировых экспортеров зерна.

В основе большинства аграрных реформ всегда и везде лежал вопрос о собственности на землю. У нас же ст. 13 Кодекса о земле однозначно не допускает предоставления в частную собственность земель сельскохозяйственного назначения. Именно этот принцип является основой отечественной аграрной политики: основной производственный ресурс остается за государством, как и контроль за деятельностью сельхозпредприятий. При этом неважно, будут ли они по-прежнему именоваться совхозами и колхозами или превратятся в унитарные предприятия и акционерные общества. Поэтому неудивительно, что на совещании было указано, что резких движений не планируется — «надо аккуратно дошлифовывать то, что есть», а заодно «на государственном уровне составлять балансы: сколько нам надо зерна, сколько молока, мяса продать и так далее». Отказываться от такого планирования в угоду «какого-то рынка и свободного ценообразования» власти страны не намерены. При этом Президент поручил руководству Минфина и Минэкономики в ближайшее время предоставить ему расчеты возможных финансовых последствий проектов указов, предложенных рабочей группой, для экономики страны, прежде всего для бюджетной сферы. Хочется надеяться, что с результатами этих вычислений сможет ознакомиться и белорусское общество. Ведь результаты очередных преобразований в АПК отразятся на столах и кошельках каждого из нас.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях