$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Посеем директиву, вырастим указы©

25.03.2014

и ликвидируем колхозы

Правительство Беларуси подготовило предложения по реформированию сельского хозяйства, которые представлены на рассмотрение в Администрацию Президента. Они предусматривают ряд мер по финансовому оздоровлению отрасли и изменению имущественных отношений, включая преобразование колхозов в более современные организационно-правовые формы.

Пакет из 10 проектов нормативных правовых актов, в основу которых положены проект директивы Президента № 5 и стратегия развития АПК до 2020 г. с учетом норм международных соглашений, заключенных в рамках Таможенного союза, охватывает вопросы господдержки АПК, ценообразования, совершенствования организационно-правовых форм хозяйствования, мотивации труда и закрепления кадров на селе. Планируется определить отношения собственности и механизм защиты малообеспеченных слоев населения в связи с переходом к свободным ценам.

Реформирование аграрного сектора необходимо для обеспечения его конкурентоспособности и адаптации к рыночным отношениям, считает председатель НАН Беларуси Владимир Гусаков, ссылаясь на мировой опыт. Впрочем, наших чиновников и ученых вдохновил на поиск новых рецептов выживания сельского хозяйства не столько исторический опыт и пример других стран, сколько отсутствие денег на дальнейшее поддержание неэффективного АПК.

По мнению наших академиков, сам по себе аграрный сектор обеспечивает продовольственную безопасность страны, имеет высокий производственный потенциал и положительное сальдо внешней торговли. Однако цена этого набора становится непомерной для республики. Так, министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц сообщил, что в 2013 г. ресурсы для села подорожали на 6 трлн. Br, а компенсация за счет повышения цен на сельхозпродукцию составила всего лишь 2 трлн. По мнению министра, условия кредитования белорусских сельхозпроизводителей хуже, чем у их коллег в России, Казахстане и ЕС. Правда, господдержка у нас составляет около 200 USD на 1 га сельхозугодий, но прямые выплаты, компенсирующие стоимость минеральных удобрений и топлива, — только 45 USD. При этом если бы закупочные цены у нас были на уровне соседей, то выручка АПК была бы на 11 трлн. Br больше.

Исправить положение власти надеются с помощью 5 президентских указов, в т.ч. об основных направлениях аграрной политики до 2020 г., в котором провозглашается курс на повышение конкурентоспособности сельхозпродукции, переход на свободные цены, поддержку паритета индекса цен, улучшение инвестиционного климата. Еще один проект указа посвящен оздоровлению неплатежеспособных сельхозпредприятий. Решить эту проблему предполагается путем создания агрокомбинатов и холдингов, присоединения потенциальных банкротов к успешным организациям в обмен на некоторые преференции: отсрочки до 5 лет по исполнению обязательств по долгосрочным инвестиционным кредитам, лизингу. При этом сохраняется механизм компенсации потерь банков по срочным кредитам за счет бюджетных средств. Улучшить положение агрохолдингов должно освобождение внутригрупповых оборотов от НДС и льготирование на 4 года капвложений в сельскохозяйственное производство. Налоговые и иные льготы обещаются и остальным сельхозорганизациям, в т.ч. фермерским хозяйствам. Так, планируется предоставить право банкам устанавливать периоды погашения основного долга организациям АПК после выхода на проектную мощность согласно бизнес-планам. Норму возмещения потерь банков по предоставлению организациям АПК кредитов предлагается заменить прямой компенсацией потерь от выдачи кредитов на реализацию инвестпроектов. Предусмотрена отсрочка в выполнении организациями обязательств по таким кредитам перед бюджетом по возврату сумм платежей, произведенных из республиканского и местных бюджетов в соответствии с гарантиями правительства или региональных органов госуправления.

Одна из самых интересных частей аграрной реформы — преобразование колхозов, которых в республике насчитывается 347. СПК с неделимыми паями и отсутствием механизма распределения прибыли выглядят сегодня архаично. Поэтому их до конца 2016 г. намечено преобразовать в хозяйственные общества, коммунальные унитарные предприятия и другие организационно-правовые формы. Впрочем, расширения частного сектора эти преобразования, вероятно, не повлекут. Еще один проект указа должен разграничить функции Минсельхозпрода, исполкомов и других органов в управлении АПК. При этом чтобы не ограничиваться традиционными «указивками» и нагоняями, предусматривается создание консультационных групп из квалифицированных специалистов.

Стимулировать повышение доходности сельского хозяйства должно изменение системы ценообразования, в т.ч. при госзакупках. Для этого планируется сократить перечень сельхозпродукции, закупаемой по госзаказу, оставив в нем лишь наиболее значимые для продовольственной безопасности государства товары, цены на которые останутся регулируемыми. На остальную сельхозпродукцию цены предлагается отпустить на свободу, создав защитные механизмы для наименее обеспеченных категорий населения.

Иван МИХАЛЕВИЧ

СПРАВКА «ЭГ»

В прошлом году выручка сельхозорганизаций, по данным Белстата, составила 68,5 трлн. Br (5,4% общего объема выручки организаций РБ), чистая прибыль — около 4,2 млрд., что в 2,2 раза меньше, чем в 2012 г. Рентабельность продаж по конечному финансовому результату составила 6,1% против 15,1% годом ранее, а без учета господдержки — минус 1,9%. При этом количество убыточных организаций выросло в 5,1 раза, до 101, а без учета господдержки — в 1,9 раза, до 921, что составляет 61,7% общего количества. Их убытки выросли в 2013 г. по сравнению с 2012-м в 9,1 раза, почти до 1,2 трлн. Br, а без учета господдержки — в 3,9 раза, до 3,8 трлн.

В то же время кредиторская задолженность сельхозорганизаций выросла за прошлый год в 1,5 раза, до 39,6 трлн. Br, что составляет 16,4% суммарной кредиторской задолженности по стране, а ее просроченная часть — в 1,7 раза, до 7,7 трлн., задолженность по кредитам и займам — 41,6 трлн. (7,1%). При этом просроченную кредиторскую задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению аграрии умудрились нарастить в 4,5 раза, а за топливно-энергетические ресурсы — в 2,2 раза. Дебиторская задолженность АПК на 1.01.2014 г. составила 6,2 трлн. Br (3,2% общего объема), в т.ч. 1,2 трлн. — просроченная.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях