$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

ПОРЯДОК СКОРРЕКТИРУЮТ, А НАКАЗАНИЯ УЖЕСТОЧАТ©

20.10.2015

В Минторге состоялся семинар по вопросам госзакупок. Одной из его тем стали планируемые изменения законодательства в этой сфере.

Минторг, который является уполномоченным госорганом по государственным закупкам, продолжает работу над проектом изменений в Закон от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З), вызванных вступлением в силу с 1 января т.г. Договора о ЕАЭС (далее — Договор) и его требованиями по унификации законодательства государств — членов союза. Заместитель начальника управления государственных закупок Минторга Ирина Третьякова огласила ряд новаций, которые должны войти в проект.

В новой редакции представлена статья, устанавливающая требования к ведению списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок. При этом расширен перечень случаев, являющихся основанием для включения в данный список неблагонадежных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которых ожидает ужесточение наказания: срок действия запрета на их участие в процедурах госзакупок предлагается увеличить с 1 года до 2 лет со дня включения в список.

Изменения планируется внести в ст. 25 Закона № 419-З, регламентирующую порядок заключения договора между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника). В частности, будут четко определены сроки заключения такого договора — не ранее 10 и не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения о победителе.

Нововведения коснутся и перечня случаев осуществления госзакупок с применением процедуры закупки из одного источника — его приведут в соответствие с перечнем, предусмотренным Договором, что вызвало жаркие дискуссии во время обсуждения. Отметим, что в союзном документе в таком перечне представлены 63 позиции, и некоторые из них многим нашим заказчикам не нравятся. Они хотели бы часть из них заменить либо дополнить перечень новыми позициями. Но, поскольку многие инициативы были взаимоисключающими, Минторг решил остановиться на союзном варианте, тем более что такой подход избавит нас от претензий со стороны партнеров по ЕАЭС.

В настоящее время Минторг работает над формированием нового перечня случаев государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, который призван заменить действующий до 1.01.2016 г. перечень, утв. Указом Президента от 31.12.2013 № 590.

Не вызывает сомнения в актуальности включенной в проект нормы, регламентирующей возможность заключения договора между заказчиком (организатором) и участником-победителем в форме электронного документа. Процесс электронизации распространится и на проведение процедур (электронный аукцион и процедура запроса ценовых предложений уже сегодня проводятся на электронных площадках). При этом планируется распространить электронный формат и на процедуру открытого конкурса, а также на подачу жалоб в уполномоченный госорган по госзакупкам.

Проект разрешает проведение переговоров между заказчиком (организатором) и участником — победителем процедуры по снижению цены до заключения договора, что должно привести к экономии бюджетных средств.

Планируется открыть для свободного ознакомления все предложения участников по процедуре закупки, за исключением документов, содержащих информацию, распространение или предоставление которой ограничено законодательством. Практика показывает, что участники зачастую засекречивают ту или иную информацию, например, о цене предложения, ссылаясь на коммерческую тайну, что снижает эффективность проведения процедуры. Не исключено, что разработчики внесут уточнения и по составу документов в целях повышения конкуренции между участниками.

В целях упрощения проведения процедур госзакупок предлагается отменить требование ст. 29 Закона № 419-З о составлении справки о процедуре государственной закупки в связи с тем, что вся информация о ней содержится в деле о государственной закупке. Исключение составит процедура закупки из одного источника, где требование о составлении справки сохранится.

Минторг заявил, что до сих пор открыт для предложений по совершенствованию Закона № 419-З, поскольку парламентское рассмотрение и утверждение проекта состоится, как ожидается, в 2016 г., а вступление в силу — с 1.01.2017 г.

Сферу госзакупок затрагивает и вступление в силу с 1.01.2016 г. Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. постановлением Госстандарта от 28.12.2012 № 83. При этом с указанной даты отменяется действие ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция», утв. постановлением Госстандарта от 28.06.2007 № 36. В связи с данной заменой классификаторов произойдет и замена кодов закупаемых товаров, которые используются в документах процедур госзакупок для идентификации товара. Поэтому Минторг в настоящее время работает над проектом изменений в постановление Совмина от 22.08.2012 № 778 (далее — постановление № 778), в частности, в приложения к данному нормативному акту, товары в которых представлены в соответствии с кодами ОКРБ 007-2007.

В прилагаемом к постановлению № 778 перечне товаров (работ, услуг), процедуры госзакупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, намечаются не только изменения кодов, но и расширение их номенклатуры. Данное предложение поступило от бизнес-ассоциаций, по мнению которых предприятия малого и среднего бизнеса хотели бы рассчитывать на более весомую господдержку в этой сфере. Вопрос расширения перечня в настоящее время рассматривается Минторгом совместно с Минэкономики.

Особое внимание заказчиков, организаторов и участников процедур госзакупок И.Третьякова попросила обратить на грядущее ужесточение нарушений законодательства о госзакупках вследствие вступления в силу с 24.01.2016 г. Закона от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».

В соответствии с внесенными данным актом изменениями в ст. 11.16 КоАП не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или ИП, членом комиссии, созданной для проведения процедуры госзакупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в ней, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о госзакупках, иное нарушение порядка проведения госзакупки на территории Беларуси либо изменение должностным лицом заказчика (организатора) или ИП условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства, а равно уклонение ими от заключения договора по результатам процедуры закупки влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 50 базовых величин (БВ).

Аналогичные действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения и (или) повлекшие дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также из государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), изменение в сторону уменьшения комплектации закупаемых товаров, снижение параметров и технических характеристик товаров, увеличение затрат по их эксплуатации (использованию) или иное ухудшение качественных характеристик товаров, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 50 до 100 БВ.

Михал СТЕЛЬМАК