$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Порядок лицензирования стал проще

30.11.2007

С 1 января 2008 г. получить либо продлить лицензию работающим в Беларуси субъектам хозяйствования будет значительно проще. Это обещает Декрет от 26.11.2007 № 7, которым внесены изменения и дополнения в Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Декретом от 14.07.2003 № 17. Правда, до сокращения количества лицензируемых видов, а следовательно, и условий хозяйствования, к чему давно и настойчиво призывает правительство бизнес-сообщество, дело пока не дошло.

«Документ направлен на дальнейшую защиту прав граждан и организаций в целях устранения излишних бюрократических процедур, пресечения правонарушений, а также обеспечивает решение других вопросов, возникающих при лицензировании», — говорится в сообщении пресс-службы главы государства. Совету Министров до 1 января 2008 г. поручено сократить в своих положениях о лицензировании видов деятельности количество документов, необходимых для получения спецразрешений. Декретом предусмотрено, что при получении лицензий не потребуется копия извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика. Кроме того, не нужно будет нотариально заверять копии учредительных документов юридического лица, а также документы, подтверждающие госрегистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Декрет вводит заявительный принцип при продлении срока действия лицензии, что, по мнению экспертов, является значительным шагом вперед. Кроме того, лицензирующему органу запрещено требовать у соискателя лицензии документы, которые он может запросить у госорганов и других организаций самостоятельно. Такой подход способствует реализации принципа «одного окна» в системе лицензирования, считают разработчики. Декрет также упрощает порядок получения копий лицензий: с 1 января 2008 г. они будут заверяться непосредственно подписью руководителя юридического лица и печатью этой организации, а не лицензирующим органом. В случае утраты лицензии субъект хозяйствования сможет получить дубликат вдвое быстрее: в течение 5 дней со дня представления документов вместо нынешних 10. В свою очередь, срок, на который может быть приостановлена лицензия, увеличивается с одного месяца до шести. Перечень же грубых нарушений, за которые предприятие может лишиться лицензии, теперь будет устанавливать правительство, а не лицензирующие органы.

Юридические лица, к которым в результате реорганизации присоединено другое юрлицо либо из которых выделился новый субъект хозяйствования, могут продолжить деятельность на основании ранее выданной лицензии, если указанные в ней сведения не изменились. В противном случае в лицензию вносятся необходимые изменения и (или) дополнения в установленном порядке.

Существенным послаблением эксперты называют то, что приостановка либо прекращение действия лицензии будут распространяться не на всю лицензионную деятельность субъекта хозяйствования, а лишь на одну или несколько составляющих работ или услуг или обособленных подразделений (филиалов). При этом на остальную деятельность действие лицензии сохраняется. Право выносить такие решения закреплено за лицензирующими органами и судами.

Как следует из документа, соискателями лицензии, наряду с белорусскими субъектами хозяйствования, могут быть иностранные юридические лица и иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, при наличии представительства на территории Республики Беларусь. Исключение — если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только белорусские субъекты хозяйствования.

Декрет также приводит в соответствие с законодательными актами наименования некоторых лицензируемых видов деятельности (антикризисных управляющих по делу о банкротстве; деятельности, связанной с холодным оружием невоенного назначения, оружием охотничьим, спортивным, газовым, боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия; по перевозке пассажиров и грузов автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, за исключением технологических внутрихозяйственных перевозок пассажиров и грузов, выполняемых юрлицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд). При этом бланки лицензий на осуществление этих видов деятельности, выданные до 1 января 2008 г., необходимо заменить до 31 декабря того же 2008 г. на бланки новых специальных разрешений (лицензий), за исключением случаев прекращения лицензируемой деятельности в 2008 г., в т.ч. в связи с истечением срока действия лицензии.

Следует заметить, что в ходе кампании по упрощению административных процедур, проводимой правительством совместно с бизнес-сообществом на протяжении последних месяцев («ЭГ» об этом подробно рассказывала), лицензирование было едва ли не единственной сферой, которую широкое обсуждение не коснулось. Чиновники объясняли это тем, что процедуры лицензирования регулируются отдельным документом — Декретом № 17. Это комплексный акт, в который и так планируется вносить изменения.

Эксперты в беседе с корреспондентом «ЭГ» в целом положительно оценивают «ход мыслей» и шаги правительства в упрощении лицензионных процедур. В то же время они напоминают о призывах бизнес-сообщества, которые пока остаются без ответов, существенно сократить число лицензируемых видов деятельности, не угрожающих интересам государства и здоровью его граждан. В первую очередь, это касается сферы розничной торговли и общественного питания. Беларусь осталась единственной из соседних государств, где лицензии на эти виды деятельности все еще необходимы. Кроме того, содержание лицензионных требований остается слишком общим, считают эксперты, что дает основания госорганам толковать их по-своему.

Дмитрий ЕРМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях